30 дней на велосипеде: придумали новый содержательный веломаршрут для Гомеля

По дорогам героев

Уже пятый год подряд в апреле я принимаю участие во всемирной акции «30 дней на велосипеде». Научившись крутить педали в очень-очень взрослом возрасте, никогда не претендовала на звание спортсмена и начинала с простого и скромного дамского синглспида. В этом году у меня новый велодруг с 24 скоростями и цели масштабнее — проехать по памятным местам Великой Отечественной войны, каждый день рассказывая о них читателям нашего сетевого издания sb.by. Отдельные эпизоды уже начинают складываться в целые истории, и никакие апрельские снегопады нас не остановят.


Все-таки Гомель и железная дорога — как нитка и иголка, всегда идут рядом. Рельсы разрезают город самым неимоверным образом. Именно потому лезть вверх по мосту, ведя велосипед «под ручку», — привычная схема передвижения. Иногда так хочется плюнуть и «пойти по шпалам», ибо так быстрее, но я, дочь железнодорожника, к такому не приучена.

В общем, с конца ХIХ века железная дорога определяла многое в Гомеле. Огромными темпами развивалось производство: из простых мастерских вырос целый паровозоремонтный завод. Зарплаты в отрасли увеличились, сюда хлынули специалисты, появились новые семьи, улучшилась демография, построились стадионы и передовые высотки для семей рабочих. Уже полтора века в центре города он и работает — это сегодня ЗАО «Гомельский вагоностроительный завод». Сюда я докатилась морозным апрельским утром через мосты и снегопад.

Стела, имена на плитах и памятная надпись «Рабочим вагоноремонтного завода им. М. И. Калинина, павшим в боях за нашу Советскую Родину в Великой Отечественной войне 1941 — 1945» — этот мемориал уже несколько десятилетий находится возле головного здания предприятия, и тысячи человек каждый день проходят рядом. Стоит рассказать, что к началу 1940‑х завод нарастил небывалые объемы продукции, поэтому стратегическое предприятие было решено эвакуировать в первые же недели войны. Успели демонтировать и вывезти все оборудование, а также паровозы и вагоны, стоявшие на ремонте. В Уфе гомельчане мгновенно начали производить продукцию для фронта. А кто-то отправился воевать.


На фасаде здания также есть мемориальная табличка — здесь в годы войны действовала подпольная организация. Группа смельчаков во главе с Николаем Пивоваровым осталась в городе, чтобы работать под началом немцев. Ну как работать? Они насыпали песок в паровозные топки, разбили паровой молот, засветили эшелоны аккурат перед налетом советской авиации, а еще взорвали кислородный склад.

31 января 1943 года под Сталинградом капитулировала армия Паулюса. Оккупанты в Гомеле вывесили на одном из цехов траурный флаг — подпольщики заменили его на красное знамя. Схватили всю смену. А руководящее ядро группы арестовали в частном доме по улице Ауэрбаха, куда их заманил предатель под предлогом приглашения на свою свадьбу... Привычно пережидаю, пока по тротуарным рельсам на территорию завода проедет маневровый, и кручу педали вниз по улице. В сети есть фото и точный адрес, как утверждается, того самого дома. Но время идет, здания зашиваются сайдингом, меняется нумерация, перестраиваются заборы. Я каталась туда и обратно по частному сектору, сравнивая малейшие детали зданий со старыми снимками. И, кажется, отыскать это место все же удалось. Части дома уже нет, но на оставшейся совпадают до последней завитушки даже резные наличники.


Кручу педали дальше — по улице Богдана Хмельницкого к проспекту Речицкому. Это сейчас здесь широкие дороги и насыщенный трафик. А в войну был Назаровский лес. Его сохранившаяся часть — сегодня полный жизни и радости парк «Фестивальный» с прудом, резным мостиком, множеством оригинальных скамеек. И бандами голубей. Ни собаки возле промпредприятий, ни кошки в частном секторе — еще никто не наводил на меня такого ужаса, как эти крылатые, бросающиеся под колеса и, я клянусь, однажды давшие мне леща.

Мирная жизнь почти сумела вытянуть отсюда военную боль, но гомельчане не забывают, что именно в Назаровском лесу нацисты расстреляли 200 рабочих и подпольщиков завода. В 1967 году в память обо всех героях, отдавших свои жизни за Победу, был воздвигнут Курган Славы и зажжен Вечный огонь. Землю для Кургана свозили с мест, где проходили важнейшие сражения Великой Отечественной войны.


Братская могила находится в паре минут велоезды, через дорогу, в небольшом тихом скверике возле средней школы № 33. Останки героев обнаружили, когда стали рыть котлован под строительство нового учреждения образования. В 1964 году на могиле установили памятник. Имен на плитах всего 17, но погибших от рук нацистов вагоностроителей было в разы больше. А школьники из 33‑й вот уже десятки лет заботятся о памяти павших, ухаживают за мемориалом, наводят порядок и приносят цветы. В день своего велотрипа я обнаружила свежие гвоздики и венок от коллектива Гомельского вагоностроительного завода. Не забывают!
Вот так родился новый исторический веломаршрут для Гомеля — дарю всем желающим. Чтобы соединить историю о вагоностроителях-подпольщиках в один маршрут, понадобилось сделать три пробных выезда, а также переждать четыре снежных заноса и один ливень. Велоапрель в этом году суров, но нерассказанных историй еще так много.

Присоединяйтесь!

Акция «30 дней на велосипеде» вот уже 15 лет проходит с 1 по 30 апреля, объединяя активных и немного сумасшедших энтузиастов велодвижения по всему миру. Суть ее крайне проста: каждый день нужно пользоваться двухколесным и двухпедальным видом транспорта. Модель велосипеда и его стоимость не имеют значения, проезжать можно любое расстояние — и по одному, и по 30 километров. Главное — не отступать, не сдаваться и показывать всем вокруг, что велодвижение — это жизнь. Беларусь, кстати, традиционно в числе самых активных стран-участниц. А еще в этом году велоапрель стал тематическим и очень душевным — мы посвящаем эту акцию 80‑летию Великой Победы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter