По данным социологических исследований...

Насколько социологи способны реально оценивать то, что происходит в обществе? Почему на одни и те же вопросы они иногда дают противоречащие друг другу ответы?
Историки утверждают: Рузвельт говорил, что «социология спасла Америку от революции». Ведь действительно, «великая депрессия» 30–х годов с ее массовой безработицей, банкротствами резко обострила ситуацию в обществе. «Новый курс» Рузвельта был социологически обоснован: учитывал настроения и ожидания людей, предлагал схемы социально–трудовых отношений, новые методы стимулирования труда, создания рабочих мест. В результате экономический кризис не перерос в социальный.

У нас в стране задачи сегодня несколько иные. Недавно проведенные социологами исследования показали, что практически все население поддерживает программу внедрения государственных социальных стандартов. И в то же время в адрес медицинского и коммунального обслуживания высказывается немало претензий. Очень важно, когда ситуация изучается не только по докладам местных властей, а учитывается мнение простых людей. Теперь, опираясь на полученную информацию, Правительство знает, чему уделить особое внимание.

А ведь еще недавно понятие «социология» не вызывало у большинства граждан никаких ассоциаций. Но и сегодня, когда оно прочно вошло во все сферы жизни, найдется немало людей, чье отношение к работе социологов более чем скептическое. Многие ли, например, знают, что социология — это надежный инструмент стабильности в обществе. И то, что социологи–профессионалы нужны не только в предвыборных баталиях — без них не может функционировать современная рыночная экономика. В то же время — насколько социологи способны реально оценивать то, что происходит в обществе? Почему на одни и те же вопросы они иногда дают противоречащие друг другу ответы?

Все это обсуждали в конференц–зале «СБ» 3 доцент кафедры социологии БГУ Евгения Кечина, 3заведующая отделом Центра социологических и политических исследований БГУ Ирина Левицкая, 3 старший научный сотрудник отдела социологических исследований Института социально–политических исследований Администрации Президента Вера Фурса, 3 заведующий отделом теории и методологии социологических исследований Института социологии НАН Сергей Шавель.

«СБ»: Что такое социология и что она дает обществу?

Е.Кечина: Представьте себе, что вы едете в автомобиле, в котором нет никаких приборов: ни расхода бензина, ни спидометра, ничего... А в политике, в экономике, везде требуются своеобразные «датчики». И здесь эту функцию выполняют социологические исследования.

И.Левицкая: Используя такие методы, как опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент, социологи получают факты, на основе которых строят теоретические модели, объясняющие действительность. Наша наука исследует человеческое поведение на всех уровнях — от семьи до государства.

Родоначальник социологии Огюст Конт еще в XIX веке определил ее задачу следующим образом: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять». Социологические исследования как раз и позволяют получить такую информацию, «поставить социальный диагноз». Как поступят с полученной информацией — учтут, или положат в стол, — это другой вопрос, связанный с доверием общества к социологии.

«СБ»: А какие конкретно проблемы можно решать, используя социологические исследования?

И.Левицкая: Приведу такой пример. В 2001 году наш центр проводил исследование по проблеме распространения наркомании в молодежной среде. Мы установили, что 16 процентов подростков хоть раз в жизни пробовали какие–либо наркотические вещества. Государству нужно было принимать меры... В результате была создана сеть подростковых наркологических кабинетов, усилены меры по выявлению и лечению несовершеннолетних наркоманов. Исследования, проведенные в 2004 году, показали, что приобщение к наркотикам среди молодежи осталось на уровне 2001 года. Удалось стабилизировать ситуацию. Сегодня решается задача уже по снижению уровня молодежной наркомании.

Е.Кечина: Увы, широкому применению социологии мешает то, что в обыденном сознании она ассоциируется с листками бумаги с какими–то вопросами. Понимание социологии как «анкетки» влечет за собой то, что социологическими исследованиями начинают заниматься дилетанты, не имеющие ни образования, ни опыта.

В.Фурса: Один социолог как–то удачно сравнил окружающий человека мир с электрической розеткой, неумелое обращение с которой может привести к удару электрическим током, а умелое позволит приготовить еду, осветить дом. Но чаще люди знают больше о свойствах электрического тока, чем о законах общества. Для ремонта проводки мы зовем электрика, а не пытаемся исправлять ее сами. Так же и в социологии — необходима работа профессионалов.

С.Шавель: Социология не просто инструмент познания. На мой взгляд, социология — это наука, служащая жизнестойкости социальных систем, будь то трудовой коллектив, спортивная команда или партия. Я как–то задал вопрос своим аспирантам, могут ли они назвать революционера из социологов. Не смогли. Юристов, экономистов много — Робеспьер, Маркс, Ленин и другие. Социолог призван именно не допускать разрушения, искать способы устранения диспропорций.

Е.Кечина: Можно сказать, что социология — это инструмент самопознания общества с целью самосохранения.

«СБ»: Много ли в нашей стране квалифицированных социологов?

Е.Кечина: Сегодня отделение социологии БГУ выпускает в среднем 35 — 50 человек в год. Это не говоря о тех, кто пришел в социологию из других наук, переквалифицировался, пошел в нашу аспирантуру, магистратуру, защитил диссертацию. Количество квалифицированных социологов уже составляет несколько сотен человек.

«СБ»: А сколько из них работает по специальности?

Е.Кечина: Число наших выпускников, устраивающихся на работу по специальности, растет, но востребованность их пока не очень высока. Например, на распределении в этом году у нас не было ни одной заявки от райисполкомов, хотя там для социолога огромное поле деятельности.

Нужны социологи и в штате предприятий, особенно для изучения рынка. Стратегия предприятия не может быть выработана без детального анализа ситуации. Однако есть проблема: социологическое исследование требует немалых вложений. Нельзя, потратив рубль, получить результат на миллион. Социологическое исследование — это производственный процесс, серьезно организованная коллективная работа. Наука эффективно работает, когда в нее вкладываются деньги. Смешно, когда вам говорят: вот мы даем 100 листов бумаги, а вы что–нибудь нам сделайте. Как правило, при серьезном подходе к исследованию заказчик исследования и социолог всегда находят оптимальный по стоимости вариант.

В.Фурса: Очень часто приходят люди с просьбой объяснить, как провести исследование, помочь составить социологическую анкету. Когда вы приходите к стоматологу, вы у него спрашиваете, как лечить зубы? Или доверяете это специалисту? А тут — ощущение, что любой желающий может составить пару вопросов, и это будет комплексным исследованием.

«СБ»: Можно ли сказать, что чем меньше востребована социология, тем менее успешно развивается общество?

С.Шавель: Отвечу — а почему социология не смогла спасти СССР от развала? Да потому, что у нас, увы, создавали социологию как афишу.

Генри Форд, как только развернулся, сразу создал социологическую службу в 150 человек, по два человека в группе. Выдал им автомобили и поставил задачу: изучать людей вне производства. Кто учится, кто пьет, какая обстановка в семье. Полученная информация позволила Форду очень быстро создать из рабочих–иммигрантов (а они составляли 90 процентов рабочей силы) нормальный коллектив.

У нас заводская социология довольно неплохо развивалась в 70–е годы. Потом, в 90–е годы, социологов убрали. Сэкономили копейки. И вынуждены были действовать методом проб и ошибок.

Относительно надежности исследований — если они организованы профессионально, то дают достоверную информацию. Вот, например, идут выборы. Прогнозы совпали с результатами — значит, исследование проведено правильно. Кроме того, есть конкуренция. Институт Гэллапа один раз крупно ошибся, почти 60 лет назад это было, и то до сих пор вспоминают! А если бы это произошло два–три раза, то о нем бы больше никто не знал.

Часто организация исследования просто хромает. Например, приносит студентка опросную анкету по маркетингу, а там один вопрос: этот вы чай купите или тот? Это же само исследование должно на него ответить, путем разных наводящих и уточняющих вопросов! Кстати, у нас маркетологи в основном экономисты, а на Западе — социологи. Ведь инструментарий маркетингового исследования — социологический.

«СБ»: Почему бывают ошибки в прогнозах социологов?

Е.Кечина: От ошибок никто не застрахован. Но их гораздо меньше, если исследования проводят специалисты–социологи. Многое зависит от того, кто и как будет эту информацию использовать.

И еще. Иногда в СМИ встречаешь фразу «по данным социологических исследований» без указания того, когда, кем и где было проведено данное исследование, как оно точно называлось и какими методами проводилось. Оценить достоверность этих «социологических данных» практически невозможно.

И.Левицкая: Малейшая неточность социолога на любом из этапов исследования ведет к искажению всего результата.

Е.Кечина: Особенно опасны ошибки при определении целей и хода исследования. Как остроумно отмечали известные американские социологи С.Садмен и Н.Брэдберн, без четкой программы можно оказаться в том же положении, что и пассажиры самолета, которые слышат объявление пилота: «Леди и джентльмены, как вы видите, мы в густом тумане. Наш компас и радио не функционируют, поэтому не можем сказать, где мы находимся. Однако наш спидометр работает, и вам будет приятно услышать, что наша скорость — 600 миль в час».

Неправильно разработанная и неполная программа в какой–то степени похожа на неправильно проложенный маршрут, и в результате попасть в нужное место будет невозможно.

В.Фурса: В прошлые времена, когда я работала на производстве, мне приходилось участвовать в составлении пятилетних планов социально–экономического развития. И хорошо помню, как некоторые руководители относились к этому, как к чему–то формальному. Хотя на исследования социологов опирались многие важные составляющие плана.

И.Левицкая: Тот, кто собирается обратиться за помощью к социологам, должен сам четко представлять, чего он хочет. Я имею в виду предпринимателей, педагогов, политиков и т.д.

В.Фурса: Несмотря на бурное развитие социологии, особенно прикладной, и сегодня не все потенциальные заказчики представляют себе в полной мере, что же от социологии можно получить, кроме каких–то цифр.

И.Левицкая: Само по себе установление факта мало что значит. Главное — правильно объяснить его, выявить причины и построить прогноз.

Я хочу привести пример, какие последствия могут быть в результате недооценки рекомендаций социологов. В конце 80–х годов (рассказывал мой руководитель Давид Генрихович Ротман) в СССР проводилась серия опросов общественного мнения. Выводы социологов были однозначны: в Закавказье и Прибалтике ожидаются серьезные волнения. Возможен социальный взрыв. Об этом было доложено правительству, которое заказывало исследования. И что вы думаете? Никто не поверил. Какой, мол, взрыв, какие волнения? Прошло менее года — и массовые беспорядки прокатились именно по тем регионам. А потом уже остановить все это стало невозможно.

В.Фурса: Я считаю, в этом нет вины социологов. Они свою работу выполнили. Как говорил профессор Георгий Петрович Давидюк, «золотое правило» социолога — это работа от начала исследования до итогов, до выработки рекомендаций. А дальше — это уже дело заказчика.

Е.Кечина: Как, например, в строительстве. Строитель должен выполнять свою задачу — построить дом, и не более того. Указывать, кому и как жить в этом доме, — это не его задача. Результаты исследования — это собственность заказчика исследования, и он распоряжается ими по своему усмотрению.

С.Шавель: Вообще, недооценка возможностей науки приводит к серьезному отставанию в развитии. А потом приходится догонять. Как это было когда–то с генетикой, кибернетикой...

В.Фурса: Сегодня социология все более проникает в те области общественной жизни, которые исконно считались сферой интересов других наук. Быстро развивается промышленная социология, социология образования, социология личности, социология политики, общественного мнения и т.д.

Нашим институтом регулярно проводятся мониторинговые исследования динамики общественных процессов. Проводятся опросы по всем областям, в городах и сельской местности. Достоверность получаемых данных должна быть очень высокой. Для нас важно, чтобы результаты отражали объективное положение вещей, так как от этого напрямую зависит успех общественных реформ и преобразований.

«СБ»: Откуда берутся мифы о социологии, которая иным кажется не точной наукой, и даже не наукой, а чем–то вроде гадания на кофейной гуще?

Е.Кечина: А многие до сих пор представляют социологию как нечто поверхностное, приблизительное. Наоборот, это очень точная наука.

С.Шавель: Социология отражает состояние общественного сознания, поэтому, если в нем есть мифологические элементы, они присутствуют и в результатах исследования. Вопрос лишь в том, как они интерпретируются. Например, в 90–е годы прошлого века существовал миф о миграционных настроениях молодежи. Наши исследования показали, что такие представления далеко не точны. На постоянную работу за рубеж хотели бы выехать несколько процентов опрошенных. На сезонную или в трудовые командировки — около 30 процентов.

Мифы часто создаются по психологическим причинам — в силу известных эффектов «заражения» и «подражания». Если, к примеру, предварительно сообщается, что какой–то эстрадный певец большинством поставлен в рейтинге на первое место, то не всем опрошенным будет легко сказать, что он им не нравится.

«СБ»: Существует утверждение, что современное общество успешно развиваться без использования социологии не может...

В.Фурса: Совершенно верно. Каким образом, например, можно заранее предсказать спрос на какой–либо товар? Как провести рекламную кампанию нового товара, что предпочесть — телевидение, газеты или рекламные щиты, в каких местностях проводить кампанию наиболее активно, а на что вообще не тратиться? Или, например, в какую сферу инвестировать имеющиеся денежные средства? Если, скажем, в строительство жилья, то какое жилье будет пользоваться наибольшим спросом сегодня и завтра — элитное или же для среднего потребителя? Эти, как и многие другие аспекты исследований рынка, могут быть выполнены лишь с использованием методов социологии.

Е.Кечина: Недавно смотрела телепередачу о проблемах малого бизнеса. Речь шла о небольших швейных предприятиях, столкнувшихся с трудностями сбыта. Их представители даже не подозревают о том, что есть соответствующие социологические службы, которые могут дать рекомендации, что пользуется спросом, что нужно шить. Вне всяких сомнений, потребность в услугах социологов реально существует во всех сферах общественной жизни.

Я считаю, что у нас есть все–таки какое–то недоверие, боязнь социологии. Уровень социологической культуры еще недостаточен в сравнении с уровнем тех задач, которые стоят перед обществом. Отсюда и мифы.

И.Левицкая: Действительно, о возможностях и достижениях социологии нужно рассказывать широкой общественности. Это позволит укрепить доверие к социологии.

С.Шавель: В завершение нашего разговора я хотел бы отметить, что ваша газета поднимает в рубрике «Конференц–зал» интересные и полезные темы. В обмене мнениями между коллегами все одобрили тему нашего разговора. Да и не так часто встречаешь на страницах газет выступления социологов. Считаю, это хорошее начинание.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter