Должница возвращает кредиторше деньги, а та обижается

По чайной ложке

Коллаж Ольги Александровой
Ситуация, произошедшая с жительницей Могилева Натальей Осиповой, и типична, и поучительна. С невозвратом долгов сталкивались многие. Уж сколько писано-говорено, что надо всегда брать расписку, оговаривать сроки исполнения обязательств, а если гложут сомнения по поводу платежеспособности родственника или знакомого, лучше вообще не ссужать ему денег — на то есть банки. Однако подруга Натальи Надежда была «самой-самой»: надежной, верной, порядочной, отзывчивой и прочее. К тому же знакомы они с детсадовского возраста и, можно сказать, до этой печальной истории ни разу не ссорились. И все же это случилось…

Наталья, живущая в частном секторе, мечтала благоустроить придомовую территорию — приобрести беседку, качели, замостить плиткой место отдыха — и долго откладывала на это деньги. Сбережения хранила на валютной карточке. Надежда об этом прекрасно знала. Она, хотя и зарабатывает больше Натальи, копить не умеет.

Чуть более трех лет назад Надежде захотелось съездить к морю, причем не бюджетно, как делают многие, а с проживанием в хорошем отеле, с обедами и ужинами в ресторанах — чтобы запомнилось. Подружка попросила у Натальи в долг 2 тысячи долларов. Поскольку необходимой суммы на благоустройство у Осиповой все равно еще не набралось, работы перенеслись на следующее лето. Вроде бы деньги были свободны, лежали без дела. Надо сказать, для Натальи с ее небольшой зарплатой сумма эта огромная, однако она сняла деньги с карточки, выручила Надежду. Расписку не взяла — договорились на словах, что должница рассчитается примерно в течение полугода по частям. На тот момент это устраивало обеих.

Вернувшись из отпуска, Надежда забежала к подружке похвастаться отдыхом, вручила простенькие сувениры, о деньгах — ни слова. Первые два месяца долг вообще не гасила. Но Наталья себя успокаивала: после отпуска у всех денег мало, многие едва до следующей зарплаты дотягивают. Но вот наступил ноябрь, к Наталье заявилась подружка и протянула… десять долларов. Хозяйка дома сначала даже не поняла, что это. Однако приятельница спокойно заявила, что принесла первый взнос по задолженности. Нетрудно подсчитать, что такими темпами всю сумму можно отдать не за обещанных полгода, а за шестнадцать с половиной.

Чуть не плача, Наталья напомнила подруге о взятых ею на себя обязательствах. Однако должница спокойно заметила, что, называя срок в полгода, она не рассчитала своих возможностей: дескать, никак не получится ежемесячно отдавать большую часть зарплаты. Ведь надо питаться, одеваться, посещать парикмахера, покупать косметику и средства гигиены. В общем, каждый месяц будет возвращать сколько сможет.

В декабре она вообще не вернула нисколько — сильно потратилась на подготовку к встрече нового, 2018 года. А в январе принесла 15 зеленых. И сколько Наталья ее ни стыдила, подружка оставалась уверенной в своей правоте. Наталья поняла, что дама, которую она считала близким человеком, на самом деле никогда таковой не являлась. Хитра и расчетлива, неплохо знает законы. Скажи она, что деньги нужны на лечение, а сама отправься в отпуск, у правоохранительных органов могли бы возникнуть к ней вопросы.

К примеру, недавно другая молодая могилевчанка знакомилась с землячками, рассказывала им, что планирует открывать свой бизнес, но для осуществления мечты ей не хватает немного денег. Сердобольные новые приятельницы соглашались помочь «бизнес-леди», считая, что такая серьезная дама вскоре вернет им долг. Всего она позаимствовала у двух местных жительниц 5150 рублей и вместе с деньгами исчезла: перестала отвечать на звонки и сообщения. Осознав, что их обманули, жертвы «предпринимательницы» обратились в милицию. Как рассказала официальный представитель Ленинского РОВД Могилева Елена Симонова, подозреваемую разыскали, похищенные ею деньги частично изъяли — все, что не успела потратить. Ведь вкладывалась она не в развитие бизнеса, а в спонтанные покупки в магазинах. Сейчас в отношении нее возбуждены уголовные дела.

Однако в отличие от лже-предпри­нимательницы Надежда никого не обманывала: сказала, что деньги нужны для поездки к морю, куда и отправилась. К тому же она ни от кого не прячется: живет дома, ходит на работу, на телефонные звонки отвечает. Более того, обещала, что будет рассчитываться частями, — так и делает.

Свою придомовую территорию Наталья все же благоустроила — с помощью кредита, взятого ее мамой, а рассчитывались с банком они вместе. При этом Надежда — теперь уже никакая не подружка — по-прежнему возвращает ей долг «по копейке», еще не отдала и трети.

Юрист Леонид Овчинников, с которым незадачливая кредиторша проконсультировалась, можно ли как-то ускорить процесс в такой ситуации, не обнадежил. По его мнению, вообще никому не стоит одалживать деньги на удовольствия — развлечения, путешествия. Тем более на тот момент многие турфирмы предлагали отдых в рассрочку без переплаты, вот пусть бы с ними Надежда и договаривалась.

Кстати, такой прием, как выполнение своих обязательств «по чайной ложке», хорошо усвоили не только те, кто падок на чужие сбережения. Им умело пользуются и отделочники, и другие мастеровые. Просто взять аванс у клиента и исчезнуть чревато последствиями. Но вот если ты оставил у него в доме хоть какие-то инструменты и материалы, к примеру, молоток, гвозди и пару досок, то во многих случаях уже считается, что ты намерен приступить к работе, просто пока сильно занят на других объектах, не успеваешь.

Юрист посоветовал всегда оформлять договоры, заручаться расписками, причем независимо от того, с кем вступаешь в деловые отношения — с друзьями, родственниками или малознакомыми людьми. Даже если человек честный, мало ли что с ним может случиться? Согласятся ли его правопреемники выполнять обязательства, которые нигде не обозначены, не зафиксированы?

Наталья планирует еще раз поговорить с Надеждой, попросить рассчитываться побыстрее. Только вряд ли этот метод окажется действенным, если та никогда не умела экономить, откладывать деньги.

КОМПЕТЕНТНО

Марина Андреева, психолог:

— К сожалению, с возвратом долгов тянут многие. Думаю, почти каждому хоть раз в жизни приходилось превращаться из кредитора в униженного просителя, выпрашивать свои деньги. А должников постоянные напоминания только раздражают, большинство из них не испытывает благодарности к тому, кто их ­когда-то выручил. Недаром еще Уильям Шекспир говорил: «Давая деньги в ссуду, лишаемся мы денег и друзей». Дело в том, что возврат долга требует от человека самодисциплины, силы воли. Но далеко не все обладают этими качествами. В таких ситуациях оба — и кредитор, и должник — оказываются в сложном зависимом положении. Первый в постоянном напряжении: вернут — не вернут. На второго давят «ярмо, кабала». Конечно, дружбу такая ситуация не укрепляет. Вообще, по возможности лучше избегать финансовых отношений с частными лицами. Мы не в состоянии правильно оценить платежеспособность человека хотя бы потому, что не имеем полной информации: есть ли у него другие долги, кредиты, сколько он ежемесячно зарабатывает и тратит. Возможно, кто-то находится у него на иждивении, а мы об этом не догадываемся. Гораздо надежнее, когда кредитованием занимаются банки.

МНЕНИЯ

Антон Борисов, предприниматель:

— Готов одолжить даже близкому другу ровно столько, сколько, если не вернет, не жалко. Самое большее, наверное, рублей двадцать. Ведь действительно очень многие «забывают» возвращать деньги, а разыскивать должников по городу мне некогда. Правильно говорят: жить нужно по средствам. Если у тебя повышенные запросы — больше трудись, зарабатывай.

Лариса Сидоренко, пенсионерка:

— Всегда нужно иметь какую-то сумму на непредвиденные расходы. Даже если вам кажется, что ваши деньги лежат без дела, не стоит их отдавать — уже завтра могут самим потребоваться. Хотя однажды я одолжила родственнику, а потом долго за ним ­бегала.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter