Случаи браконьерства на Могилевщине — виновные привлечены к ответственности

По браконьерскому следу

Диких животных в лесах Беларуси в последние годы стало больше. Количество лосей, к примеру, за десять лет даже удвоилось — с 16 до 32 тысяч. Выросли популяции оленей и косуль, в чащах замечены рыси и медведи. Все это — результат экологической политики нашей страны. Нашлось в ней место и охоте как одной из возможностей избежать перекоса в динамике численности зверей. Но, к сожалению, некоторые граждане на добычу лесных животных отправляются без документов на право охоты. Либо в запрещенный период времени. Более того, под прицел их ружей порой попадают ждущие потомство парнокопытные.

Подробности одной из подобных историй не так давно были озвучены на заседании суда в Кировске Могилевской области. Ее фигурантами стали сразу трое бобруйчан. 


Не поделили лося

Сюжет в жанре детектива разворачивался в ноябре прошлого года в угодьях Грибовецкого лесничества, неподалеку от деревни Борки. Компания намеревалась вывезти из леса разделанную на куски тушу лося. При этом роли между браконьерами были распределены. Старший помощник прокурора Могилевской области по правовому обеспечению, информации и общественным связям Елена Шумейко рассказала, как именно:

— 36-летний Петр Низовцев на своем «Рено» выдвинулся вперед, чтобы «подстраховать» товарищей. Сорокалетний Михаил Полтинников за рулем УАЗа вместе с третьим участником «операции», 50-летним Андреем Франтиковым, путь держали в дачный поселок. 

Но до места назначения так и не добрались: по их следу уже шли сотрудники Могилевской областной инспекции охраны животного и растительного мира. Груз — почти 200 килограммов лосятины! — был конфискован. Позже специалисты подсчитали и нанесенный экологии ущерб, оценив его в 300 базовых величин.

Штраф и статья

Охотничьих ружей при себе у бобруйчан не оказалось. Они настаивали: тушу лося в чаще нашли случайно. А как мимо такого богатства пройдешь? Вот и решили прибрать мясо к рукам, предварительно разобрав прямо на лесной поляне. Но и такая разделка предполагает уголовную ответственность! К слову, в ходе следствия выяснилось, что двое любителей дичи уже были судимы за браконьерство. Ответить по закону им придется и на этот раз, как и их третьему товарищу. Причем не только компенсировать ущерб природе, но и заплатить штрафы в общей сумме около 3 тысяч долларов в эквиваленте. В доход государства также конфискован УАЗ, на котором перевозили останки дикого животного.

Заместитель начальника Могилевской облинспекции охраны животного и растительного мира Сергей Радкевич рассказал, что только с начала нынешнего года в области отмечено 63 случая браконьерства, из них 22 — на охоте. По уголовным статьям за такие нарушения придется ответить 14 гражданам. В их числе — четверо жителей Чаус, нынешней зимой гонявших на ЗИЛе по сельхозугодьям района. Рейдовая группа засекла: мужчины, двое из которых сидели в кузове, подсвечивали местность фонарями не иначе как в поисках дичи. Документов, подтверждающих право на охоту, у них не оказалось. Зато на даче одного из задержанных нашли два незарегистрированных ружья и 15 килограммов мяса дикого кабана.

— Подобное «сафари», то есть охота с какой бы то ни было машины, в нашей стране запрещена. И строго наказывается даже в том случае, если нарушители не успели добыть дичь, — подчеркнул Сергей Радкевич.

Случается, что на нарушение закона идут и граждане, имеющие охотничий билет. Как, скажем, 40-летний житель Осиповичей, который пошел на зайца, а добыл… лося. Мясо этого животного природоохранные инспекторы нашли у браконьера на даче. Охотнику ничего не оставалось как раскаяться и возместить ущерб. Запрещенная дичь обошлась недешево — более чем в 10 тысяч рублей. Однако уголовной ответственности это не исключило.


«Авось» не пройдет

Каждый охотник знает: любое преступление чревато наказанием. Тогда почему идет на риск? Психолог высшей категории Могилевской областной психиатрической больницы Ирина Барановская считает:

— Здесь могут срабатывать два фактора. Первый — возможность получить материальную выгоду. Второй — азарт добычи: организм в подобные моменты вырабатывает такие гормоны, как серотонин, адреналин, дофамин. Испытав шквал эмоций, человек хочет их повторить еще раз и еще. По большому счету это тоже можно назвать зависимостью — сродни игровой или какой-либо другой.

Наверняка срабатывает и надежда на авось — лес-то большой, можно проскочить. Было дело, черту законности преступил даже егерь, который вместе с товарищами охотился в лесах под Могилевом на дикого кабана. Финал — и охотничий карабин, и автомобиль «Ниссан» у браконьеров изъяли. Кроме того, пришлось заплатить штраф. Егерь к тому же лишился должности.

— Сезоны охоты на тот или другой вид животных определены не просто так. При этом учитываются периоды, когда они ждут и подращивают потомство, их количество в целом, — отметил Сергей Радкевич. — То же самое можно сказать и о рыбалке. В период нереста рыба особенно уязвима. Она в определенных местах собирается в косяки, где ее проще выловить. Люди, игнорирующие эти запреты, причиняют огромный вред природе. Вот почему размеры компенсаций за нанесенный экологии ущерб, а также штрафов так велики. Рыбаки-нелегалы также лишаются лодок, сетей и других предметов ловли. Только с начала нынешнего года в Могилевской области было задержано более 40 браконьеров на воде. В отношении 9 из них возбуждены уголовные дела.

По словам Ольги Громович, специалиста по связям с общественностью Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте, не стоит думать, что удастся обойти закон и спрятаться от госинспекторов. Сегодня они мониторят территории в том числе и с помощью дронов.

markova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter