По большому счету

Многие райпо страны, видимо, похорошему завидуют Пружанам...

В этом году пружанские кооператоры планируют вложить в строительство и реконструкцию более 5 млрд. рублей

Многие райпо страны, видимо, похорошему завидуют Пружанам. Мол, товарооборот огромный, сеть развернутая, штат впечатляющий – как тут не иметь высоких показателей. Но это только беглый взгляд со стороны. При более пристальном рассмотрении видишь совсем другое. Здесь привыкли много работать, много планировать и все доводить до конца. Будь то новое строительство, реконструкция или текущий ремонт. Лично убедился в этом, побывав в гостях у непоседливых пружанцев.

Новый микрорайон райцентра – самая показательная площадка города. Здесь строятся новые комфортные дома для молодых семей. Здесь всего за несколько лет вырос Ледовый дворец, сейчас достраивается аквапарк. Неудивительно, что продовольственный магазин «Полевой» в своем прежнем наполнении не выдерживал возросшего покупательского наплыва. Вопрос встал ребром – реконструкция.

Капитальный ремонт торгового зала, закупка нового торгового и холодильного оборудования сделали свое дело. Перешедший на самообслуживание продмаг с 60 прежних млн. рублей месячного товарооборота сразу же «прыгнул» до 442 миллионов! Восемнадцать продавцов, более 15 000 наименований продукции, режим работы с 8.00 до 23.00 – покупатели одобрили перемены и проголосовали рублем. Сегодня «Полевой» в свои лучшие месяцы составляет конкуренцию центральному универсаму. И в этом здесь никто не видит ничего удивительного. Люди работают.

— В микрорайоне постоянно сдаются новые дома. Скоро достроят аквапарк. Думаю, с товарооборотом проблем у нас не предвидится, — улыбается завмаг Марина Витер.

А мы едем в другую часть города – район усадебной застройки. Здесь только коттеджи, частные дома и… ближайший магазин за полтора километра. Неудобство, что и говорить. Так было… Исправили ситуацию в ноябре прошлого года. Здесь открылся мини-магазин «Кулинария». Общая площадь – 100 м кв., торговая – 60, обслуживают четыре продавца. Полки ломятся, наименования товаров переваливают за тысячу – и рядом ни одного частника. Цифры сами говорят за себя: зимой начинали с 40 млн. рублей, к концу весны среднемесячный товарооборот превысил 80 млн. Летом, говорят работники магазина, и вовсе планируют перешагнуть 100-миллионную отметку.

— Построили магазин, что называется, на перспективу. И местные сюда идут, и выезжающие из города машины останавливаются. Каждый что-нибудь да купит, — рассказывает завмаг Оксана Левчук. – Да и мы стараемся оправдать доверие: свежая выпечка, сладости и фрукты – наша визитная карточка. Они всегда на прилавке.

Вообще, Пружанское райпо – это маленькое государство в государстве района. В его структуре – восемь филиалов и почти полторы тысячи сотрудников. Да, многие могут сказать, что Пружанщина – это три района в одном. И будут отчасти правы: так уж сложилось исторически. Но управлять таким огромным организмом, в котором десятки продовольственных, строительных и промтоварных магазинов, свой безалкогольный и кондитерский цеха, ресторан, собственный хлебозавод и даже производство вин (ординарных, плодово-ягодных и улучшенного качества), – большое искусство.

О том, как работает этот сложный механизм, председатель райпо Дмитрий Карней может говорить часами. Но цифры лучше скажут об очевидных успехах: в месяц товарооборот местных кооператоров чуть-чуть не дотягивает до 9 млрд. рублей. В Брестской области они неизменно занимают лидирующие места по объемам промышленного производства. В структуре товарооборота района райпо принадлежит 55,5 процента. И это далеко не предел.

Главная ставка (это трудно не заметить) сделана на внешний вид торговых точек и открытую выкладку в зале, новое строительство, ремонт и модернизацию существующей торговой сети. В минувшем году на эти цели истрачено без малого 4 млрд. рублей. В итоге заметно преобразились магазины в деревнях Слобудка, Клепачи, Кобыловка, Харева… Планы на нынешний год не менее грандиозные, их предварительный бюджет превышает 5 млрд. рублей.

— Хотим наконец приступить к реконструкции центрального универсама. Его ожидает масштабная перепланировка, замена торгового и холодильного оборудования, а также установка системы компьютерного штрих-кодирования. По нашим расчетам, на это потребуется порядка 450 млн. рублей кредитных средств, — говорит Дмитрий Карпей. – В ближайших планах – закупка двух новых автомагазинов. Это крайне важный вопрос: в районе 242 населенных пункта, причем 128 из них считаются малонаселенными и обслуживаются нашими выездными магазинами. Новые автолавки – хорошее подспорье в работе на селе.

Кроме того, пружанцы планируют построить новый торговый павильон в горпоселке Ружаны. Площадь – 165 м кв., стоимость – порядка 210 млн. рублей. В райцентре вскоре появится магазин «Горячий хлеб». Его старый ветхий аналог вскоре снесут. На его месте должен вырасти современный магазинчик площадью 160 квадратов. Вся проектная документация уже готова.

Одно из важных направлений предстоящей работы – поэтапный перевод всех магазинов (не только крупных продмагов) на работу с расчетными терминалами. На 1 января их было 40, к концу года станет 95. На это кооператоры Пружанщины планируют истратить более 90 млн. рублей.

И, наконец, самый главный проект, о котором уже несколько месяцев говорит весь район. В ближайшее время в городе начнется разработка проектно-сметной документации на строительство первого сетевого магазина. Его площади – 1000 м кв. Сейчас проект находится в стадии отведения земельного участка. Пройдет еще немного времени, и рядом с аквапарком и Ледовым дворцом засияет новая звездочка райпо – самый крупный и современный магазин в районе.

На снимке: заведующая «Кулинарией» Оксана ЛЕВЧУК, продавцы Татьяна ГУСАК и Марина ПЕТРУКОВИЧ стараются, чтобы на прилавке всегда была свежая выпечка.

Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter