По Баррозу велению…

Обсуждать катастрофу на ЧАЭС без Беларуси – нонсенс

Обсуждать последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС без участия Беларуси – нонсенс

Как известно, 19 апреля в Киеве состоялась так называемая международная конференция, посвященная 25-й годовщине чернобыльской трагедии. Кроме украинского руководства в ней приняли участие премьер-министры Франции, Литвы, Бельгии, президенты Швейцарии, Венгрии, глава Европейской комиссии и многие другие.

Там были, можно сказать, кто угодно, порой самые случайные люди, однако без приглашения осталось руководство наиболее пострадавшего от этой катастрофы государства – Беларуси.

Данное обстоятельство выглядит не просто странно – дико.

И привидется такое могло разве что в дурном сне. Тем не менее факт остается фактом.

Как оказалось, наша страна осталась «за бортом» форума в угоду требованиям главы Еврокомиссии господина Баррозу, который выдвинул условие: либо на конференции будет он, либо Александр Лукашенко…

Честно признаюсь, думала, что подобная блажь не «прокатит». Согласитесь, где Баррозу, а где ЧАЭС и те пагубные последствия, которые выпали на долю трех братских народов Беларуси, Украины и России?

Но, вероятно, нынешнее руководство Украины так дорожит благосклонностью временщика (уйдет Баррозу в отставку и не вспомнит о нем никто) от Еврокомиссии, что смогло, походя, предать общую память, общую боль и 25-летние усилия наших народов в ликвидации последствий этой страшной беды…

Изначально было очевидно: визит главы Еврокомиссии в Киев и его присутствие на конференции – ничего не значащее в решении многолетней проблемы обстоятельство. Это в чистом виде «галочка», демонстрация своего снисхождения украинским властям и «высочайшее» позволение припасть к руке. И руководство Украины не упустило шанс это сделать, выполнив заранее выдвинутое условие. Если очистить данный факт от всевозможных политических, экономических, стратегических условностей, отсутствие белорусского лидера в Киеве во время обсуждения чернобыльских вопросов – это настоящее ЧП.

Международные эксперты отмечают: по сути, только Беларусь, наиболее пострадавшая от данной техногенной катастрофы, на протяжении четверти века последовательно и целенаправленно занимается вопросами реабилитации земель, поддержки пострадавшего населения и другими проблемами ликвидации последствий.

Беларусь, без преувеличения, стала первой в мировой истории экспериментальной площадкой, своего рода полигоном, где опробуются различные методики, способы спасения загрязненных территорий.

А потому белорусский опыт уникальный, бесценный, это вклад в мировую научно-практическую копилку, его надо активно изучать, перенимать, брать на вооружение. Ведь, как показали недавние события в высокотехнологичной Японии, где в результате воздействия природной стихии была разрушена атомная станция «Фукусима», от подобной беды не застрахован никто.

Что же получается на деле: по Баррозу велению, по его хотению весь этот бесценный опыт оказался как бы не нужен ни Европе, ни соседней Украине…

Сегодня все привыкли думать, что пагубные последствия чернобыльской катастрофы — это вроде как индивидуальная проблема Беларуси. Раз уж волею судьбы пострадала — значит, и расхлебывай! Но при этом как-то выносится за рамки то, что белорусы меньше всего виноваты в том, что случилось 25 лет назад в украинском Чернобыле. Разумеется, с юридической точки зрения нам никто не обязан помогать, но есть еще и моральная сторона…

Кстати, всю свою деятельность многие европейские чиновники прикрывают именно морально-нравственными ценностями.

А что же на деле? Стремятся задушить различными санкциями страну, которая своими силами пытается одолеть эту общеевропейскую беду. Каждый год Беларусь отдает до 15 процентов своего ВВП на реабилитацию пострадавших районов. А теперь помножьте 15 процентов на 25 лет… Если бы эти средства шли исключительно на развитие страны и ее модернизацию, уровень жизни в республике был бы сейчас ничуть не ниже, чем во многих странах ЕС. Но кому же на Западе это надо?

А потому нетрудно понять ту эмоциональность, с которой Александр Лукашенко высказался о деятелях, прозаседавшихся 19 апреля в Киеве. Некоторые его слова прозвучали действительно резко, но белорусский Президент – один из немногих политиков, которые не привыкли прятать некрасивую ситуацию за красивыми словами.

Участие именно нашей страны в этой конференции могло бы дать ответы на многие вопросы по ликвидации последствий катастрофы в Чернобыле. Но раз такая конкретика оказалась ни к чему, из этого вытекает, что цель киевской конференции — исключительно собственный пиар ее участников.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter