По банковскому счету

...В преддверии Нового года, когда новости о вероятном росте цен на газ и нефть разогрели массовое сознание, случилось довольно ожидаемое событие...
...В преддверии Нового года, когда новости о вероятном росте цен на газ и нефть разогрели массовое сознание, случилось довольно ожидаемое событие. Население устремилось к «обменникам» скупать валюту (все же спички, соль и мыло — это товары первой необходимости в плановой экономике, страдающей дефицитами; для рынка главное — «были бы деньги»). О масштабах явления рассказал недавно Председатель Правления Нацбанка Петр Прокопович: «Среднедневной спрос на валюту в этот период превышал обычный в 4 — 5 раз». Ажиотаж вокруг долларов и евро продолжился и после 1 января. В коммерческих банках зафиксировали отток средств с рублевых депозитов физических лиц. Впрочем, на самом деле из банков утекали не рубли, а валюта (белорусские деньги возвращались назад через окошки обменных пунктов). 11 января в «СБ» вышла заметка под заголовком «Не скупайте доллары, они еще зеленые!». Официальный представитель Нацбанка порекомендовал гражданам не торопиться «сбрасывать» со счетов рубли. Некоторые не поверили — и в итоге понесли материальные потери.

«Регулировщик» движения денежных средств — Национальный банк — поступил мудро, предоставив возможность каждому лично убедиться, что доллары не дефицитный товар. Административные запреты и лимиты из–под сукна не извлекались. Ежедневные «набеги» на обменные пункты прекратились сами собой, когда граждане ощутили, что потоки валюты, несмотря на «пророчества» некоторых особо «продвинутых» экономистов, не иссякают. А вот коммерческим банкам ажиотаж оказался на руку. На повышение спроса банкиры отреагировали адекватно (сменой валютных прейскурантов) и получили неплохую комиссию...

На прошлой неделе Петр Прокопович констатировал, что отлив депозитов в банковской системе остановился, — начался обратный процесс. Увидев, что ничего форс–мажорного в экономике после 1 января не произошло, вкладчики успокоились и ответили ростом доверия к рублю и банковским сбережениям. Нацбанк решил «подогреть» эту тенденцию, увеличив ставку рефинансирования до 11 процентов. Впрочем, повышение ставки, очевидно, преследовало не только эту цель...

Известно, что показатель рефинансирования означает цену, по которой Нацбанк кредитует коммерческие банки. Однако смысл его гораздо глубже. Ставка рефинансирования — это своеобразная линия демаркации, определяющая политику банков в отношении кредиторов и заемщиков. Любопытно, что в прогнозных параметрах на 2007 год заложено постепенное снижение ставки с 10 до 9 — 7 процентов. Однако Нацбанк начал год ее повышением на 1 пункт. По мнению экспертов, таким образом главный денежный институт принял превентивные меры. Ведь ставка рефинансирования — величина производная, зависит от уровня инфляции. Рост потребительских цен, по данным Минэкономики, в этом году планируется удержать на уровне 6 — 8 процентов... Однако до конца года еще далеко, а в январе — феврале, по ожиданиям банкиров, инфляция окажется чуть выше, чем в начале 2006–го. Это прежде всего связано с повышением коммунальных тарифов на отопление, газ и электричество. Поэтому Нацбанк предпочел действовать на опережение. Повышение ставки рефинансирования, по мнению аналитиков, «свяжет» часть денежной массы, которая «пойдет» не в магазины и на рынки, а ляжет на депозиты. Таким образом обеспечивается приток средств в банковскую систему и параллельно ставится щит на пути инфляции.

Впрочем, любая экономическая мера — это палка о двух концах. На минувшей неделе коммерческие банки пересмотрели ставки не только по вкладам, но и по кредитам.

В Нацбанке ожидают, что в ближайшие месяцы цена кредита для населения и предприятий не вырастет более чем на 1 — 3 процента. По сути, с середины прошлой недели банки вольны устанавливать любой процент по кредиту (раньше им рекомендовалась формула «ставка рефинансирования плюс три процента», таким образом, при новой ставке максимальная цена коммерческого кредита должна была бы составить 14 процентов). Однако нововведение не означает, что займы резко подорожают.

«В стране работает 28 коммерческих банков, большинство из них занимается кредитованием населения. Резко поднимать ставки по кредитам на жилье, потребительские и прочие цели, точно так же, как и «накручивать» ставки для предприятий, вряд ли кто станет. Ведь конкуренция на нашем рынке очень жесткая и потребитель выберет наиболее выгодное предложение», — полагают в Беларусбанке. «Безусловно, снятие ограничения по кредитной марже стоит приветствовать. У банков появляется дополнительное поле для маневра. Теперь регулировать уровень кредитных ставок будет рыночный механизм спроса и предложения. Он установит компромиссную цену банковских денег. Разумеется, она не будет заоблачной», — отметили в Минском транзитном банке. По мнению экспертов, подорожание кредитов, инициированное Нацбанком, также несколько «охладит» потребление, набравшее высокие обороты в прошлом году, и позволит снизить инфляцию.

Как отметил Петр Прокопович, сдерживание роста цен наряду с поддержанием стабильности обменного курса белорусского рубля является для Нацбанка стратегической задачей номер один. При этом Петр Петрович полагает, что к концу года ставка рефинансирования вполне может вернуться в прогнозный «коридор» 7 — 9 процентов. Нынешнее повышение показателя, хоть это и выглядит парадоксальным, также нацелено на выполнение плана... В экономике, как и в медицине, «лучше предупредить, чем лечить».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter