Пни при дороге

75 должностных лиц привлечены к ответственности за уничтожение придорожных лесополос

Многие из нас стали возмущенными свидетелями того, как выращиваемые десятилетиями лесополосы, словно в каком–то неосмысленном гневе, подвергались беспощадному уничтожению. С чувством запоздалого удовлетворения прочел недавно в СМИ информацию Василия Руденика о том, как вдруг стали неуместными зеленые насаждения. Замначальника управления контроля за работой природоохранного комплекса, лесохозяйственной отрасли и проблем Чернобыля Комитета госконтроля, он с детальной осведомленностью рассуждает о том, что случилось.


А произошло невообразимое. Теперь все объясняется превышением полномочий местных властей, которые посчитали, что таким способом будут вовлечены в хозяйственный оборот освободившиеся площади и ликвидированы несанкционированные свалки мусора. Но как смогли забыть о самых простых истинах? Например, про техногенное воздействие дорог. Это физическое и химическое загрязнение воздуха, почв, растительности. В старину даже простые тропинки старались облагородить растительностью. Почему же за последние три года впали в немилость лесополосы Дятловского, Лидского, Островецкого, Волковысского районов Гродненской области, Воложинского, Солигорского, Слуцкого и Столбцовского — Минской, Глубокского — Витебской, Чечерского — Гомельской, Шкловского — Могилевской, которые полностью уничтожены? А там, где частично, и перечислению не поддается. Зато сельхозугодья приблизились к обочинам дорог. Что это означает? Вот что говорят ученые из Института леса и Института экспериментальной ботаники имени В.Ф.Купревича Национальной академии наук. Лесополосы снижают скорость ветра в приземном слое. Деревья и кустарники способствуют накоплению снега в полтора-два раза больше, чем на открытой местности, помогают его равномерному распределению, уменьшают испарение влаги с поверхности почв на 30 — 40 процентов и растений — на 20 процентов. Они снижают температуру летом и повышают ее зимой на 1 — 6 градусов. Немаловажно и то, что лесозащитные полосы в десятки раз увеличивают скорость осаждения и поглощения газовых и других примесей из воздуха. Благодаря им на каждом гектаре сохраняется до 600 — 800 кубометров воды, на 15 — 20 процентов повышается эффективность использования удобрений. А это стабильная гарантия повышения урожайности по сравнению с незащищенными полями в среднем на 20 процентов. Гектар лесных полос в течение года отфильтровывает из воздуха 35 — 70 тонн пыли, а деревья активно аккумулируют немало тяжелых металлов, органические и другие вредные вещества. И в результате на защищенных лесополосами сельхозплощадях урожайность зерновых и зернобобовых, да и технических культур, возрастает на 25 — 30 процентов. А по овощным и зеленой массе кормовых — на 35 — 40 процентов.

От себя добавлю, что придорожные деревья, конечно же, придавали и придают особую красоту облику нашей родной земли. Так было испокон. Так должно быть и впредь. Но вот печальные цифры. Только в Гомельской области за последние три года уничтожено 70 километров снегозащитных насаждений. Это 24 процента от общей площади. Сотрудники Комитета госконтроля уточняют, что финансирование работ по валке деревьев и раскорчевке пней осуществлялось частично за счет средств республиканского бюджета, которые следовало использовать на содержание автомобильных дорог. Особенно «отличились» в Чечерском районе — вырубили 30 километров оберегающих насаждений, а после этого довелось выкорчевать 38 тысяч пней. Однако даже для топлива их не использовали, а захоронили в придорожных котлованах. И вот итог: окружающей среде нанесен урон, который составляет 285 миллионов неденоминированных рублей.

Но это сегодняшний ущерб. А кто может подсчитать будущий? По итогам проверок Комитетом госконтроля к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 75 должностных лиц. Виновным придется возместить более 1 миллиарда рублей (в прежнем исчислении). Предложено также внести изменения и дополнения в Закон «О растительном мире». Теперь в нем должны появиться такие термины, как «придорожные насаждения» и «полезащитные насаждения». Наконец–то обретет законную силу то, что подтверждено мудрым опытом столетий.

На этом хотел закончить статью, но, поразмыслив, решил вот еще что добавить. Только ли чиновники, привлеченные к ответственности, виновны в том, что происходило? А те, кто бездумно выполнял нелепые приказы? А все мы, безучастно проезжавшие и проходившие мимо? Но вот смогли же в Брестской области благоразумно отказаться от этого! И не время ли более обстоятельно позаботиться о состоянии наших лесов? А рек?

Еще в начале февраля 2015 года опубликовал в «СБ» статью «Березина просит о помощи». Поведал о том, что после того, как мелиораторы выпрямили русло речки Ола, на левом берегу Березины, вблизи деревни Здудичи, мучительно высыхает вековая дубрава. В Светлогорске подумывают о том, как вернуть реке Ола прежнее русло. Есть шведский проект, а финансирование осталось только белорусским. Его–то и не хватает. От Олы и других малых рек зависит здоровье Березины. Но каким оно может быть, если все питающие ее малые реки постигла та же участь, а до отмелей никому нет дела? Раньше, при активном судоходстве, речной порт в Бобруйске заботился хотя бы о фарватерах. Теперь здесь даже баржи не увидишь. Плохо и то, что иногда промышленный песок добывают в русле реки. Это приводит к ее обмелению и разрушению берегов. Знаю, что локальный мониторинг качества сточных вод, сбрасываемых в Березину, проводит УП ЖКХ «Докшицы–коммунальник». В этом городе завершались работы по капремонту, частичной реконструкции и новому строительству очистных сооружений. Генпланом предусмотрено в 2030 году строительство новых за пределами границ водоохранных зон. Перспективы лучшего будущего, хотя и отдаленного, у истоков Березины все–таки есть. А вот сейчас...

В 26 пунктах бассейна Березины ведется регулярное наблюдение по 34 основным показателям. Все это хорошо. Но если не помочь ей, то и контролировать будет нечего. Я говорил в статье о том, что река исчезает, что предприятиям надо укреплять берега, углублять русло хотя бы на территории, которую они загрязняют. Но только ли у Березины такая судьба? Уверен, что нет. Новая редакция Водного кодекса, казалось бы, должна многое изменить к лучшему. Но пока этого не видно. Зато нельзя не заметить, как густая растительность пытается перейти вброд Березину по островкам отмелей. И если при вырубке придорожных лесозащитных полос мы возмущались, то с обмелением и с исчезновением рек как будто смирились.

Может, пора всем заинтересованным и ответственным специалистам провести взыскательный разговор о состоянии лесов, рек, земли и воздуха, которым мы дышим?

Светлогорск.

Советская Белоруссия № 187 (25069). Четверг, 29 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Александр КУЛЕВСКИЙ
Загрузка...