Художник Владимир Уроднич: «Государству необходимо давать социальный заказ людям искусства»

Плывут облака над Родиной

Известный художник, заслуженный деятель искусств Владимир Уроднич поделился долгожданной вестью: 20 сентября он открывает картинную галерею на своей малой родине, в городе Столине — мечта, которая наконец-то станет явью. В галерее займут свое место 27 холстов мастера, переданных в дар землякам. В преддверии радостного события мы пообщались с Владимиром Васильевичем и расспросили его о том, каким же сегодня должно быть искусство.

Владимир Уроднич рядом с картиной «Портрет доярки Ляшук».

— Какие проблемы сейчас, по вашему мнению, стоят перед нашим обществом с позиции художника, человека искусства?

— Я всегда исхожу из двух очень важных посылов. Культура и искусство являются инструментом государственного строительства, а музейная сеть является хронометристом развития общества. Почему этим инструментом не пользуются, не загружают нас, чтобы мы занялись глубинным исследованием и современным взглядом на нашу историю, чтобы мы соединяли эти две страницы? Мы готовы! Еще в советское время была отработана система взаимодействия художника и государства. Причем государство — это ведь не чиновники, которые сидят в кабинетах, это все мы. И если приближается, например, важная дата — такая, как 75-летие Победы, мы должны делать что-то новое. В этом году все, конечно, скомкано из-за пандемии, но хорошо, что у Президента хватило мужества и силы провести парад Победы — это было просто необходимо. И корить его за это совершенно невозможно! Но, к сожалению, культура, которая должна была подхватить патриотическую тему, практически ничего нового не создала ни в музыкальной части, ни в драматургии, ни в изобразительном искусстве. Сколько можно говорить об одной только парижской школе? Это не та главная тема, которая может объединять власть и народ. Сколько можно пренебрегать всем тем, что приобрела за годы советской власти наша художественная школа, наша культура? Советское искусство никогда на вторых ролях в мире не ходило; наши фильмы, наша литература всегда занимали наступательную позицию. Сегодня главная проблема, на мой взгляд, — дефицит разговора художников с властью, а мы хотим все время вести этот разговор. Мы живем интересами страны, для нас дорог сегодняшний день и дорога история.

«Время прилета диких гусей».

— В Белорусском союзе художников вы возглавляете объединение «Традиция», в чем цель его работы?

— То, что возникла надобность в создании этого объединения, мы почувствовали еще 10—15 лет назад, когда осознали, что свободные западные тренды напрочь разрушают отечественную школу живописи. Так, практически исчезла с выставок сюжетно-тематическая картина — своего рода роман в нашем разделе культуры. Но надо понимать, что никто крупные композиционные произведения большого формата создавать за счет своей пенсии или небольшой зарплаты не может. Государство в таких случаях может ставить художникам задачу, формулировать свои потребности в сфере искусства и подкреплять их финансово, объявляя ежегодный конкурс. В особенности мне обидно за молодых людей: когда я был деканом художественного факультета Академии искусств, мы их учили нормальным навыкам моделирования сюжетно-тематической картины, но посмотрите, что в экспозициях сегодняшнего дня — кроме формального искусства, вы почти ничего там не найдете.

«Облака уходят за горизонт».

— То есть большинство художников просто ориентируется на потребности покупателей? Абстракцию в наше время легче продать…

— Покупатель бывает разный: кому-то нужен реалистический натюрморт, в другой раз купят и формальную вещь. Но никогда обыватель не определял уровень и степень развития искусства! Идти на поводу у коммерции — это «красить» пейзажики или делать формальные работы, чтобы обеспечить себе какой-то доход. Для сравнения вспоминаю советский период: приходит в союз художников циркуляр из Министерства культуры СССР, в котором прописано количество договоров на создание крупноформатных картин на социально значимые темы. Я не говорю, что такой принцип должен работать круглый год, но есть важные даты нашей истории, когда это, на мой взгляд, просто необходимо. В год 75-летия Победы мы видим на выставках то, что сделано предыдущими поколениями художников. А что же сегодняшние авторы? Как они смотрят на тему патриотизма и в чем его проявляют?
В творчестве Владимира Уроднича две главные линии — взгляд на малую родину и осмысление Великой Отечественной войны.
Поэтому объединение «Традиция» — наследники реалистического курса. Нас 20 человек, в основном люди старшего поколения, заслуженные деятели искусств — ваш покорный слуга, Николай Опиок, Леонид Дударенко, Георгий Лойко, Виктор Барабанцев, Владимир Гордеенко…

В прошлом году, в юбилей освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, мы организовали турне своей выставки, которая называлась «Расцветали яблони и груши», провезли ее по маршруту операции «Багратион». Готовы были в этом году провести выставку, посвященную 75-летию Победы, но помешал коронавирус. Однако жизнь продолжается. Также мы тесно взаимодействуем со Студией военных художников: Министерство обороны — то ведомство, которое заинтересовано в поддержании патриотической темы, в том, чтобы она звучала в искусстве, и мы с ними ежегодно и плодотворно сотрудничаем.

«Дорога к Большой Медведице».
 
— Какие свои работы вы подарите картинной галерее в Столине?

— Я подготовил для моих земляков 27 картин — крупных сюжетно-тематических работ, портретов, пейзажей, этюдов. Хотел бы назвать этот комплект «Плывут облака над Родиной». Непременно подарю картину «Время прилета диких гусей», посвященную партизанскому движению и командиру Томилову, в отряде которого воевал мой отец.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter