Как 17-летняя брестчанка Анастасия Шкурдай сумела доплыть до мировых рекордов и олимпийских амбиций

Плыви, Настя, плыви

Откуда в Бресте появилась уникальная спортсменка

В минувшем сезоне Анастасия Шкурдай трижды переписывала юниорские мировые рекорды и несколько раз — национальные достижения. В 17 лет, что для мирового плавания — большая редкость. Белорусский феномен заметили, Шкурдай уже второй сезон плывет в составе турецко-французского клуба Energy Standart, а специалисты и болельщики пытаются понять, откуда у юной брестчанки такая прыть.

Анастасия Шкурдай стала одним из главных открытий нынешнего сезона ISL.
фото из соцсетей.

Брест для белорусского плавания понемногу становится одним из главных центров притяжения. Здесь уже который год проводится чемпионат страны. Здесь тренировались многие белорусские лидеры. Здесь, пожалуй, самый современный бассейн. Правда, когда Настя Шкурдай впервые оказалась в воде, всего этого великолепия и близко не было. Был не самый впечатляющий бассейн ФОКа. Но у 7-летней девочки откуда-то взялось огромное желание плыть. Тренер Ольга Ясенович, как раз в это же время закончившая университет и набиравшая свою первую группу, вспоминает: именно на этом желании Настя в итоге и выплыла.

— Детям, которых я набрала в группу, делали генетическое тестирование. По его результатам среди тех спортсменок были девочки с куда более хорошими данными, чем у Насти. Шкурдай точно не выделялась на общем фоне, но в итоге сумела добраться до рекордных результатов. Потому что у нее было огромное желание. А где те спортсменки, сегодня и не скажешь. Генетика важна. Но большую роль играют родители спорт­сменов. Тяжело на тренировках многим. Однако кого-то родители не настраивают. Кому-то говорят, что после пятого класса нужно обязательно идти в гимназию. Кому-то тяжело просыпаться. У меня были девочки, которые бросили спорт лишь из-за того, что тренировка была утром. На то, почему у кого-то получилось в спорте, а у кого-то нет, влияет очень много факторов. При этом Настины родители как минимум не вмешивались в процесс. Она хотела заниматься, а они не ставили ей ультиматумов, что, дескать, ты должна принести из школы все десятки, чтобы пойти на тренировки. Ведь были и такие случаи. Сложно сказать, что ее так мотивировало, но было видно: она тренируется с удовольствием. 

На трибунах недавнего чемпионата Беларуси были, считай, одни спортсмены. Пандемия подкосила и без того шаткий интерес к плаванию в стране. Но Шкурдай здесь знают хорошо. Гордость города. Повод для восхищения. Отец Насти — Евгений Шкурдай — констатирует: интереса стало больше, начали узнавать и его, и дочку. Подходят на улице, жмут руку. При этом сам Евгений к популярности старается относиться максимально спокойно. Вспоминает, что с самого начала даже не пытался вырастить из Насти звезду мирового спорта: главное, чтобы была счастлива. 

— Последние три года вокруг нас действительно появилась шумиха. Но я, если честно, не заморачиваюсь на этот счет. Мы живем точно так же, как и раньше. В семье тишина и спокойствие. Мы ведь и не рассчитывали на какой-то взлет. Насте просто понравилось плавание, а мы не из тех родителей, которые ведут своих юных спортсменов с первых дней, таскают за ними сумки и блюдут распорядок дня. Это все — Настина инициатива. Мы даже утром ее не всегда будили. Чтобы успеть на тренировку, нужно было просыпаться в 5 часов утра. Когда слышали будильник, помогали собраться, делали завтрак. Проспали — она сама собиралась и шла в бассейн. Большее спасибо стоит сказать даже не нам, а бабушке. Она ее и отвела в бассейн. Просто сама плавала для удовольствия, вот как-то 7-летнюю Настю и взяла с собой. Так все и совпало.


Вызвать Настю на разговор по ходу сезона непросто. Она не против, но график, тренировки, заграничный клуб… Даже на чемпионате страны у девушки все расписано и распланировано, а впереди, рассказывает тренер, уже маячит сбор в горах. Улучив минутку, Настя опускается на диван в коридоре брестского РЦОПа и делится впечатлениями от сумасшедшего и непредсказуемого из-за пандемии и постоянных переносов и отмен сезона. 

— Результаты я улучшила — это всегда приятно. Я не загадывала, как будет получаться. Просто старалась показывать максимум, а там — как пойдет. Возможно, тренер и знала, что я так могу, но для меня юношеские рекорды мира стали удивлением! Первый месяц, когда начались все эти отмены, было очень непросто. Мы снизили нагрузку, не могли понять, к чему готовиться. Трудно тренироваться без соревнований и цели. А потом, наоборот, — тренировки, тренировки… Такая рутина. С ней тоже непросто. Но хорошо, что все сложилось с ISL. Совсем без стартов было бы очень сложно психологически. Впрочем, у меня хороший возраст. Есть время, чтобы раскрыться, и дополнительный год подготовки — только на пользу.

Пример соотечественницы привел в брестский бассейн немало детей.
фото алексендра шульгача.

В начале ноября Анастасия Шкурдай второй раз обновила юниорский мировой рекорд на дистанции 100 метров баттерфляем. Аналогичное достижение у нее и на стометровке комплексным плаванием. Причем все три мировых рекорда показаны на официальных международных соревнованиях — этапах Международной лиги плавания. Результаты позволяют как минимум на европейские турниры ехать с медальными амбициями. Еще немного — и можно будет говорить о мировых пьедесталах. Именитую партнершу по клубу Energy Standart Сару Шестрем Шкурдай уже обгоняла в нынешнем сезоне. Пока — не регулярно. Но, признается, в новой обстановке обживается достаточно быстро.

— Я к повышенному вниманию вокруг себя отношусь спокойно. С самого юного возраста неплохо плавала, обо мне было много разговоров. Разных. Запомнилось, как однажды девочки в раздевалке обсуждали. Я выхожу после заплыва, а они, вроде как в третьем лице, обо мне разговаривают: «Да куда там этой — с ее данными она никогда плавать не будет…» Сегодня этих девочек даже на чемпионате Беларуси уже нет. А тогда меня это смешило. Я считаю, что каким бы хорошим спортсменом ты ни был, ты не имеешь права так говорить и вести себя. Возможно, и сейчас есть недоброжелатели. Но меня не очень волнует, что обо мне говорят. К слову, в клубе меня приняли хорошо.

— Даже с учетом того, что ты несколько раз сумела обогнать Сару Шестрем?

— Мыслей я читать не умею, но чувствую, что даже такие серьезные соперницы относятся ко мне с уважением. Они понимают, каких трудов стоит достижение таких результатов, и если ты оказалась на этом уровне, то точно не заслуживаешь пренебрежительного отношения. А Шестрем мне и вовсе очень нравится. По ней видно: это настоящий лидер. Вроде бы держит всех на расстоянии, но при этом ко всем очень добра, внимательна. Настоящий капитан команды. Помогла мне освоиться. Сейчас активно учу английский, чтобы еще более комфортно себя чувствовать в общении. 

Ольга Ясенович утверждает: выбор между спортом и учебой, который часто ставит крест на карьерах перспективных детей, во многом надуман. В США давно успешно совмещают образование и спортивную карьеру. Настин пример также доказывает возможность подобного сценария. Так вышло, что перенос Олимпиады в Токио позволил девушке спокойно подготовиться к выпускным экзаменам в школе. Ясенович рассказывает: поволноваться ­заставила только математика. С сентября Шкурдай — студентка БГУФК. При этом ее отец объясняет, что все получалось по накатанной:

— Я сам учился не очень хорошо, так что и дочку прессовать не собирался. Настя сама сделала выбор, я, чем мог, старался ей помочь. Вообще, пройдя долгий путь в качестве «спортивного родителя», я вывел для себя универсальную формулу успешности: ребенок в первую очередь должен быть счастливым. У Насти ведь еще и брат есть, и на него я тоже не давлю. Ребенок сам найдет, где ему интереснее и что у него лучше получается.

Дома Насте Шкурдай всегда рады, но времени для отдыха остается немного.
Фото из соцсетей

У Евгения Шкурдая звонит телефон. Частная беседа. Обсуждение спортивных вопросов. Сегодня в адрес Насти поступает все больше интересных предложений, но при этом к финансовой стороне успеха и девушка, и ее семья относятся без запредельного восторга. Есть вещи поважнее: 

— Даже когда Настя начала получать свои первые призовые, у нее не возникало желания пойти и сразу начать все тратить. Сейчас она неплохо зарабатывает, но деньги для нее по-прежнему не на первом месте. Нет у нее завышенных запросов. Зато она совершенно четко понимает, что хочет стоять на пьедестале Олимпиады. Сейчас для нее это — главная цель. К этому мы и готовимся. Она тренируется. Я не лезу в тренировочный процесс — просто стараюсь ее поддерживать. Я ведь массажем занимаюсь — могу восстанавливать. Готовлю есть. Когда Настя приезжает домой, стараюсь ее отвлечь, создать уют, сходить в кафе, в кино, поиграть в приставку. У нас дома живут собака и кошка. Все вместе — это очень важные составляющие нашего внутреннего мира, в котором Настя чувствует себя комфортно. Я верю в то, что не все в нашей жизни определяет логика. Есть какие-то моменты, которые невозможно объяснить. Если у родителей с детьми есть взаимосвязь, внутреннее понимание — вот тогда все и будет получаться. А попытками заставить, криками и пинками ничего не добьешься.

Между двумя сессиями чемпионата Беларуси у Ольги Ясенович — тренировка с детьми. Теми самыми, которые сегодня мечтают быть «как Настя» и пришли в бассейн на волне успехов соотечественницы. Тренер признается: работать с такими группами непросто, есть уйма сложностей, но при этом интерес к плаванию и в Бресте, и в стране начинает расти. 

— Мне хочется верить, что плавание станет у нас по-настоящему популярным. Есть много ребят, которых очень воодушевляет пример Насти Шкурдай. Я вижу, как они смотрят на нее, когда видят на соседней дорожке, как бегут к ней за автографом. Пытаются что-то делать, как она. Им пример Насти дает уверенность в том, что раз она смогла, значит, и им по силам. Я рада, ­если наш пример кого-то мотивирует и поможет.

В группе у Ольги Ясенович десять человек. Двое приехали тренироваться в Брест из России. Причем случай одного из этих мальчишек и вовсе показательный. Родители специально переехали в Брест, чтобы он мог тренироваться у Ясенович. В Оренбурге просто не было условий, брестский спорткомплекс и созданные условия их впечатлили настолько, что они собрали вещи и отправились в путь. Ольга Ясенович гостей приняла, охотно помогает другим группам, но вот в свою новичков берет редко. Объясняет: дело не в заносчивости. Просто работа с Настей сейчас отнимает все свободное время, а о будущем можно будет подумать позже. В этой самоотдаче, похоже, кроется и причина успехов. Настя соглашается: для того чтобы просыпаться в 5 утра в детстве, нужна действительно веская причина. И называет такой причиной именно тренера.

— Оглядываясь назад, я понимаю, что внимание, которое мне уделяла тренер, в конечном итоге и удержало меня в спорте. Она очень много читает, ищет какие-то новые методики. К каждому подбирает ключ. Я ведь проводила в бассейне очень много времени. Больше, чем дома. Ольга Яковлевна постоянно подчеркивала мои успехи, хвалила меня, поддерживала. И это мотивировало приходить снова и снова. И я рада, что мой пример сегодня тоже кого-то мотивирует. 

— А тебя что мотивирует после такого количества рекордов?

— Результат. Я знаю, что могу быстрее. Сегодня вот наблюдала за тем, как Илья Шиманович переписывает мировой рекорд, и так радовалась. Знаю, сколько раз он пытался это сделать еще во время соревнований ISL. Как злился, когда не хватало совсем чуть-чуть. И это ведь действительно очень сильный результат. Илья — настоящий лидер мирового плавания. Но его пример показывает, что это — реально. Я не загадываю, не люблю прогнозы, но настроена серьезно.

komashko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter