Каким был 2017 год в сфере спортивного маркетинга и PR?

Плюсы и минусы маркетинга

В конце года логично задаться вопросом: каким был 2017–й в сфере спортивного маркетинга и PR? И поискать ответы.

Весь год прошел под пулеметные информационные очереди из брестского «Динамо». На этом пути было много побед: аншлаги с красивой перекличкой трибун, впечатляющие выезды, мощный прирост в социальных сетях и даже привоз в Брест культового для фанатов Дуги Бримсона! Но не обошлось и без очевидных непродуманных акций вроде курсирующего по Бресту автобуса для обладателей Кубка (днем в будний день), подготовленного впопыхах музыкального фестиваля летом или проваленной пресс–конференции по итогам якобы переговоров с польским тренером на замену Владимиру Журавелю. С такими финансовыми возможностями надо работать профессиональнее и хладнокровнее. Тем не менее активность брестчан нельзя не оценить хотя бы потому, что офис «Динамо» встряхнул достаточно вялое маркетинговое пространство высшей лиги.

В плане профессионализма и хладнокровия двум офисам брестского «Динамо» стоит поучиться у одного офиса земляков — БГК им. Мешкова. Не побоюсь громких слов: работа по продвижению ведущего гандбольного клуба на постсоветском пространстве является образцовой. И что особенно редко встречается в спорте — стильной. Рискну сказать, что ни один белорусский клуб сегодня не делает столько для странового пиара, сколько делает маркетинг «мешковцев». Да, гандбол называют «деревенским» видом спорта, но в Германии, Испании, Дании, Польше он гораздо популярнее, чем в Беларуси, и приятно, что сотни тысяч болельщиков из Западной Европы по–хорошему завидуют тому антуражу, который мы видим на трибунах «Виктории».

Не могу не отметить футбольное минское «Динамо». Клуб начал долгий трудный путь с низов маркетинговой таблицы, в этом году восстановив свое неоспоримое лидерство в столице по посещаемости. В социальных сетях много конкурсов, акций и вообще достаточно активно кипит жизнь. Констатирую и высокий уровень воплощения всей программы 90–летия, включая и матч ветеранов, собравший более 5.000 человек на нехаризматичном дряхлом «Тракторе», и концерт в центре Минска. Клубу предстоит приложить немало усилий для того, чтобы закрепиться на лидирующих позициях, выступая уже на новом стадионе, но начало положено.

Досадно, что в последние пару лет в своем развитии остановился маркетинг хоккейного «Динамо». Его работу нельзя назвать провальной — зрителям по–прежнему предлагают шоу, а по количеству подписчиков в социальных сетях хоккейное «Динамо» является безусловным лидером. Однако нужно признать, что основные ходы придуманы достаточно давно, а новые попытки вроде катания болельщиков на ледозаливочной машине в своей реализации выглядят пародийно на фоне американской, изначальной. Не видно заметных системных усилий для продвижения атмосферы на играх за пределы страны. Требуется освежить подходы и реализовать их на высоком профессиональном уровне. Пожелаем удачи в этом действительно непростом деле.

Не может занести себе этот год в актив и БАТЭ. За исключением прекрасной акции для детей с синдромом Дауна и припомнить ничего не получится. Ушла с орбиты прежде активная Анна Бонд, а на смену антуражным репортажам никто не пришел. Социальные сети фактически дублируют сайт, чего быть не должно. Надеюсь, встряска конца сезона побудит руководство борисовчан к анализу деятельности не только по спортивному направлению.

Ну и, конечно, крупное поражение по итогам 2017 года потерпели «Крумкачы». Не секрет, что репутацию и имидж можно бережно взращивать годами и растерять за пять минут. Разборки между футболистами и учредителем в прессе, постоянный шлейф невыплат, отсутствие меры в заявлениях об амбициях на фоне гигантских проблем, падение посещаемости — лидерство в Минске по этим показателям оказалось краткосрочным. Нельзя не отметить, что пару лет назад «вороны» неплохо встряхнули информационное пространство, но жизнь меняется, и на новые вызовы также необходимо профессионально реагировать. Этого не произошло.

И закончим федерацией футбола. Не стану перечислять все те проблемные ситуации, которые сопровождали ее деятельность на протяжении года, особенно в его конце. Одно могу сказать — такой беспомощной коммуникации я давно не видел. Любой профессионал в сфере PR вам скажет: буквально из каждой ситуации можно найти выход и переломить мнение общества в свою пользу, будь то назначение главного тренера, постановка новых задач или сложности с определением чемпиона. Иногда грамотно посыпать голову пеплом лучше, чем зарыть ее в песок. Мне кажется, что верхи АБФФ даже и не пытались искать выход. Поэтому им, как и многим другим клубам и спортивным организациям, хотелось бы пожелать не бояться действовать, понимать, что общество стало более активным и не приемлет подхода «пусть рассосется само».


Иван КАРАИЧЕВ,
специалист по связям с общественностью,
преподаватель спецкурса по спортивному PR в БГУ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter