Плюс «всеобщая профилизация» старшей школы

Старший лейтенант милиции Денис Богдевич возглавляет группу по борьбе с наркотиками и преступлениями в сфере нравов в Ленинском РОВД Гродно. В его подчинении – трое сотрудников...

Старший лейтенант милиции Денис Богдевич возглавляет группу по борьбе с наркотиками и преступлениями в сфере нравов в Ленинском РОВД Гродно. В его подчинении – трое сотрудников. На счету группы немало удачных операций. А первые шаги к будущей профессии Денис сделал десять лет назад в гродненской средней школе № 13, когда, успешно пройдя конкурсный отбор, поступил в первый в городе профильный правовой класс. Через два года молодой человек стал курсантом Могилевской школы милиции. Закончив учебу, вернулся служить  в родной город.

— Всего же в различных подразделениях управления внутренних дел трудится уже более сорока наших  выпускников, — рассказывает директор СШ № 13 Гродно Алина Караченцева. – С каждым годом их становится больше, потому что в учебные заведения МВД и на юридические факультеты вузов поступает до семидесяти процентов учащихся правовых классов. 

Такая статистика, с одной стороны, свидетельствует о высоком уровне подготовки в школе (ведь ребята успешно преодолевают высокие конкурсы), с другой – является реальным подтверждением того, что система профилизации (а СШ №13 в 1993 году начала внедрять ее одной из первых в областном центре) действительно работает. Учеба в теперь уже лицейских классах открывает перед молодыми людьми привлекательные стороны выбранной еще с детства профессии и закрепляет их в желании ее получить. 

Механизм привлечения в профессию, в общем, прост. Каждый, кто учится в лицейском классе, получает шанс попробовать себя в качестве специалиста и лишь после этого принимать окончательное решение. 

Профильные предметы  в школе ведут преподаватели гродненских вузов: ГрГУ имени Янки Купалы и медицинского университета. Практические и лабораторные занятия лицеистов нередко проходят на вузовской базе. Школьники активно участвуют в проводимых высшими учебными заведениями заочных олимпиадах. Вместе с тем практические занятия будущих сотрудников  органов внутренних дел и юристов проходят в ГАИ, отделении “Охрана”, в отделах и на тренировочной базе УВД.  В школе действует клуб юных помощников милиции. А практику ребята проходят  во всех службах УВД и в войсковой части МВД Беларуси. Для тех, кто выбрал медико-психологический профиль, практика организуется в городских больницах. Кроме того, они получают специальность младших медицинских сестер в учебно-производственном комбинате
№ 2. А учащихся лицейских классов информатико-экономического профиля учат азам будущих профессий на ведущих предприятиях и в банках областного центра. 

Именно такая методика позволяет СШ №13 из года в год успешно отправлять в высшие и средние специальные учебные заведения почти всех своих выпускников. В 2006-м, к примеру, 85,7 % из них  стали студентами. 

В мостовской гимназии № 1, где также действуют специализированные классы, этот показатель несколько ниже, хотя тоже несравним со статистикой поступления из обычных общеобразовательных школ. Здесь готовят будущих сотрудников МЧС и юристов. А тем, кто не склонен к выбору этих профессий, предлагают так называемое мультипрофильное обучение. В десятых—одиннадцатых классах молодые люди выбирают три предмета, необходимые им для продолжения учебы по выбранной специальности, и в течение двух лет штудируют их. 

И СШ № 13, и мостовская гимназия № 1 — пионеры в области профилизации. По этому пути идут сотни школ, гимназий и лицеев Гродненщины, где профильное образование стало реалией сегодняшнего дня. Регион одним из первых в республике начал масштабное внедрение профильной системы обучения. Здесь вдумчиво и последовательно отнеслись к ее развитию. В результате в 2006/2007 учебном году 99 процентов старших классов в области имеют статус профильных, причем на селе этот показатель немного меньше – 92,3 процента. В целом же охват дифференцированным обучением с 1-го по 11-й класс составляет 71 процент учащихся. 

— Внедрение этой системы в целом по области прошло достаточно успешно, — считает начальник управления образования обл­исполкома Александр Сегодник. —  Во-первых, потому, что наша система образования была уже подготовлена к такому переходу. Мы начали эту работу задолго до принятия концепции профильного образования и имели немалые наработки. Во-вторых, сегодня существует ярко выраженный образовательный запрос со стороны учащихся, стремящихся еще в школе получить углубленную подготовку по необходимым для будущей профессии предметам. Исходя из этого в каждом районе были составлены программы внедрения профильного обучения, утвержденные после детального рассмотрения управлением образования обл­исполкома. Состоялись семинары для руководителей районных образовательных структур. И дело пошло. 

На сегодняшний день в средних учебных заведениях области существуют 23 профиля. Однако эта цифра “подвижна”. Как поясняет главный специалист управления образования Елена Горелова, она зависит в первую очередь от потребностей рынка региона в целом и каждого района в отдельности в профессиях.  А также от образовательного запроса учащихся и кадрового потенциала школ. Внедряя “всеобщую профилизацию”, в области провели также экспертизу всех без исключения программ факультативов и курсов по выбору, приведя в систему и этот школьный компонент. А в качестве задачи на ближайшую перспективу наметили развитие допрофильной подготовки на средней ступени школы. 

— Результаты перехода на профильное обучение  на третьей ступени школы  станут видны уже в ближайшие годы, когда сегодняшние старшеклассники продолжат учебу по избранным специальностям и после ее завершения придут в народно-хозяйственный комплекс страны. Но уже сегодня очевидно, что это путь перспективный, — считает Александр Сегодник. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter