Плюс на минус

О назначениях в сфере национальной безопасности США

Вчера новоизбранный президент США Барак Обама представил членов своей администрации в сфере национальной безопасности.


Обама оставил на своем месте министра обороны США Роберта Гейтса, продемонстрировав тем самым миру, что не собирается ничего по-крупному менять в Пентагоне.


Гейтс пользуется уважением и у республиканцев, и у демократов. Сменив в декабре 2006 года на посту шефа Пентагона Д.Рамсфелда, он не побоялся признать явные ошибки своего ведомства. Скажем, на слушаниях в конгрессе США о ходе операции в Афганистане он публично признал, что Соединенные Штаты не выигрывают эту войну...


Сохранение Гейтса на своем посту вписывается в предвыборное обещание Обамы проводить "беспартийную" политику и включить хотя бы одного республиканца в свой кабинет. Да и сам Гейтс кое в чем выглядит "беспартийной" фигурой. Малоизвестный факт: он работал в аппарате СНБ США при президенте-демократе Дж.Картере. Гейтс, как и Обама, считает целесообразным начать переговоры с Тегераном, не выдвигая при этом заведомо неприемлемые для иранской стороны условия.


На должность помощника президента по вопросам национальной безопасности Обама наметил отставного генерала морской пехоты Джеймса Джонса, который успел побывать в роли верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО. При этом любопытно, что генерал Джонс уже давно поддерживает приятельские отношения с сенатором Дж.Маккейном, даже какое-то время работал на него. И тем не менее он известен своими независимыми суждениями, в том числе негативными оценками военной акции Буша в Ираке (открыто назвал ее тупиковой).


Оба эти назначения свидетельствуют о прагматизме и гибкости избранного президента США, хотя они и вызвали недоумение у многих сторонников Обамы из антивоенного лагеря, проголосовавших за "поджигателя надежды" именно на гребне антивоенных настроений. "Я чувствую себя крайне обескураженным, - написал Крис Бауэрс в блоге одного из часто посещаемых либеральных сайтов США. - Прогрессистов полностью отодвинули в сторону".


Однако вполне допустима иная, чем видится Бауэрсу, трактовка этих вероятных назначений. Именно потому, что Обама будет проводить "прогрессивную" внешнюю и военную политику, он окружает себя людьми, способными прикрыть его правый фланг. Вспомним, президент Буш, чтобы оправдать, убедительно преподнести "необходимость" военных действий в Ираке, снарядил с миссией разъяснения американской линии госсекретаря Колина Пауэлла, который отнюдь не ассоциировался с "ястребами". Теперь же, наоборот, чтобы завершить войну в Ираке и начать переговоры с Ираном, Обаме для претворения в жизнь этого курса, вероятно, потребуются как раз политики, которые не выглядели бы "голубями", чтобы американские республиканцы и консерваторы всех мастей не подняли по этому поводу большой шум.


Примерно в этот же контекст вписывается, кстати, и ожидаемое назначение сенатора от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон на должность госсекретаря. Она также прослыла жестким политиком (достаточно упомянуть ее резкие, колкие высказывания в адрес Обамы в ходе праймериз), но главное - имеет давние прочные связи как с руководством демократов в конгрессе США, так и с ключевыми фигурами в других странах. Известно, скажем, что она лично хорошо знает основных политических деятелей Израиля, пользуется у них доверием, и это может снять имеющееся в чрезвычайно влиятельном израильском лобби в США (особенно в Нью-Йорке), как и в самом Израиле, опасение, что Обама будет тяготеть к "пропалестинской" позиции.


Представители штаба Обамы, анонсируя кандидатуру Хиллари Клинтон на ключевой пост, подчеркивают, что ее назначение придаст его внешней политике необходимые авторитет и статус, что перевешивает возможные отрицательные моменты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter