Прогноз погоды на 2016 год от главы Росгидромета Александра Фролова

Плюс–минус градус — не шутка

Прогноз погоды на 2016 год от главы Росгидромета Александра Фролова


Мало кто знает, что ежедневные наблюдения за погодой начались в России более двух веков назад по указу царя Николая I. Сегодня Росгидромет — это тысячи сотрудников, десятки подразделений, различные НИИ и НПО, морские суда и ледоколы, самолеты, напичканные сложнейшей аппаратурой, и даже космические спутники... А руководит всем этим необъятным хозяйством Александр Фролов. Сегодня он гость редакции «СОЮЗа».


Середина декабря-2015 в Москве: 10 градусов тепла, елки и лужи.
Фото: РИА «НОВОСТИ»


— Александр Васильевич, климатические рекорды из месяца в месяц преследуют россиян...


— Вы правы, погодные аномалии случаются все чаще. Чем это чревато в конечном итоге? Во–первых, в резких сменах температуры таится большая опасность для здоровья людей. «Сюрпризы» погоды ежегодно убивают на Земле свыше 20 тысяч человек. Взять хотя бы статистику заболеваний и даже смертей московского лета 2010 года — она значительно выше нормы. Во–вторых, огромны хозяйственные потери. По самым скромным подсчетам, только Россия теряет в год из–за аномальных погодных явлений сотни миллиардов рублей. Эти цифры будут расти в соответствии с ростом опасных аномалий, а их рост зарегистрирован глобальными наблюдательными сетями во всем мире, включая наши. Одну или две погодных аномалии можно не принимать во внимание, но когда они становятся, как говорится, статистически значимыми, это уже явное указание на подвижки во всей климатической системе. Климат на Земле уже несколько десятилетий очень «нервозен» — засухи сменяются наводнениями и наоборот, холода — жарой, ураганы сметают все на своем пути...

— А можно эти факты проиллюстрировать, как говорится, с цифрами в руках?


— Средняя температура в приповерхностном слое достоверно возросла по сравнению с доиндустриальным периодом, когда хозяйственная деятельность человека еще не оказывала серьезное влияние на глобальный климат. Так, с 1880 по 2012 год этот рост составил 0,85 градуса (Синтезирующий доклад МГЭИК, 2014 г.). За период с 1976–го по 2014–й глобальная температура росла в среднем на 0,17 градуса за 10 лет, а в России — в среднем на 0,42 градуса. Но повторяю — это в среднем. Например, в некоторых частях России стало холоднее, а вот на западе Арктики — в Карском и Баренцевом морях — еще теплее, рост составил 4–6 градусов. Существуют оценки, что к 2050 году Арктика летом будет полностью освобождаться от льда, и у ученых уже появился термин — «голубая» Арктика.

— Плюс–минус два градуса или даже четыре... О чем тут говорить?

— На поверхностный взгляд — да. Действительно, какая разница: мороз в Якутии в январе минус 50 или минус 48? Но это далеко не так. Аномалия даже в два градуса имеет громадные последствия для климата, что мы, собственно, и наблюдаем все чаще. К примеру, в России стали теплее весна и осень и в соответствии с этим сократились переходные сезоны. Практически исчезла весна — холодно, холодно, и вдруг экстремально теплый апрель. Как следствие, лесные пожары, неурожай... Прежде Заволжье или Кавказ — наши основные житницы — сталкивались с засухами раз в четыре–пять лет, сейчас раз в два–три года. К тому же засухи и длятся теперь дольше.

В чем причина? Атмосфера Земли обладает важной особенностью накапливать влагу при потеплении воздуха и при этом еще больше нагреваться. Это приводит к росту ее неустойчивости, а проще говоря, к хаотичности процессов, что в свою очередь ведет к снижению точности прогнозов. Но главная опасность состоит в том, что в атмосфере Земли растет содержание углекислого газа, который никуда не исчезает. Мы имеем возможность сравнивать нынешнюю атмосферу с той, что окружала Землю много сотен тысячелетий назад.

— Как?

— Берутся пробы воздуха из скважин, пробуренных в Антарктиде на станции «Восток». В древних льдах сохранились микроскопические вкрапления ископаемого воздуха. Благодаря им мы определили, что за последние 500 тысяч лет циклы похолодания и потепления меняли друг друга четырежды, а столь высокого содержания углекислого газа в атмосфере, как в наши дни, не было ни разу. Профессиональное сообщество климатологов заявляет однозначно: на 90 процентов потеплению климата мы обязаны углекислому газу.

— И все же кто виноват больше: природа или хозяйственная деятельность человечества?

— Мнения ученых по этому вопросу расходятся. Пока есть только гипотезы, которые доказываются с помощью очень сложных математических моделей с привлечением множества вводных. Да, человечество выбрасывает в атмосферу огромное количество углерода, но климатологи помимо этого называют еще около 20 факторов, влияющих на климат. Основные астрономические: изменение угла наклона земной оси, неравномерность вращения нашей планеты, меняющаяся удаленность Земли от Солнца и т.д.

— Уже много лет функционирует Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, который вы тоже возглавляете. За плечами уже три союзные программы. Последняя была завершена в 2011 году. Минуло четыре года, но новая так и не принята. В чем причина?


— Несколько раз в году я бываю в Беларуси, общаюсь с людьми. Мы один народ. У нас не только общая история, но и психология, близкие языки... Четыре года, о которых вы говорите, я расцениваю как период некоторого охлаждения наших отношений. Но я с радостью вижу, что он завершается. Проект новой союзной программы, которая называется «Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства», находится на рассмотрении в Минфине России, и я надеюсь, скоро будет положительный ответ. Замечу однако, что последние годы Постоянный комитет Союзного государства финансировал целый ряд совместных мероприятий по нашему направлению.

— В уставах гидрометцентров России и Беларуси пункт активного воздействия на погоду отсутствует. Но возможно ли это в принципе? Способно ли человечество научиться «договариваться» с погодой?

— Этой проблемой ученые серьезно занимаются, и уже сегодня практикуются некоторые способы воздействия на погоду. Например, мы научились разгонять туманы в аэропортах или вызывать дожди в нужное время и в нужном месте. Мы, кстати, это часто делаем по договору с правительством Москвы, осаждая дождь на подступах к столице накануне больших праздников и парадов. Однако возможности таких методов очень ограничены. Человечество еще слишком слабо, чтобы воздействовать на крупные погодные системы. И все разговоры о климатических войнах — это полная чушь.


Визитная карточка


Александр Васильевич Фролов родился 2 сентября 1952 года в Брянской области. Окончил географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Океанология». Кандидат физико–математических наук. С 2010 года возглавляет Росгидромет. Автор более 80 научных работ. Награжден орденом Почета (2012 г.) и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (2014 г.).

Автор публикации: Александр БУШЕВ, bush@rg.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter