Плюс электрификация…

БЖД электрифицирует Гомель-Осиповичи и Жлобин-Калинковичи

В нынешней пятилетке Белорусская железная дорога реализует ряд значимых проектов развития крупнейшей транспортной отрасли страны. Об одном из них «Р» рассказывает начальник службы электроснабжения Виталий Кононцов (на снимке).

— Виталий Викторович, в Государственной программе развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы особое место уделено вопросам электрификации стальных магистралей, прописаны ее основные этапы. В чем их особенность?

— Белорусская магистраль начинает реализацию большого проекта по электрификации участков пути Гомель — Жлобин — Осиповичи, а также Жлобин — Калинковичи, который планируется осуществить к 2015 году. На участке Жлобин — Осиповичи определен генеральный подрядчик — китайская корпорация по экспорту и импорту электрооборудования (СUЕC), субподрядчиками выступают УП «Белтрансавтоматика» и китайское бюро по электрификации EEB. Сейчас специалистами начата установка опор контактной сети. На первом этапе строительства необходимо электрифицировать 107 километров двухпутного участка. Далее будут электрифицированы участки Гомель — Жлобин (86 км) и Жлобин — Калинковичи — Барбаров (135 км), что позволит БелЖД создать единую электрифицированную транспортную сеть для эффективной эксплуатации электровозов в грузовом и пассажирском движении, снизить себестоимость перевозок, уменьшить вредные выбросы в атмосферу от сжигания дизтоплива.

В документе определена электрификация и других актуальных направлений движения поездов: Молодечно — Гудогай — госграница — Кяна — Н.Вильня (достигнута договоренность о совместной работе с АО «Литовские железные дороги»), строительство юго-восточного обхода города Минска (Колодищи — Шабаны) для пропуска грузовых электровозов с составами весом до 8 тыс. тонн на Молодечно и государства Балтии.

Напомним: сегодня на БелЖД действует 16 % электрифицированных магистралей от всей ее эксплуатационной длины, которая составляет 5500 км. На электротяге Белорусской железной дорогой выполняется 25 % ее грузооборота, 30 % пассажирооборота. Во многих развитых государствах мира, впрочем, как и в нашей стране, электрификация железных дорог включена в национальные программы развития. Кроме того, она позволит использовать суперсовременный подвижной состав (электрическая тяга даст возможность значительными темпами развивать высокоскоростное движение).

— Много ли времени заняла первичная подготовка проекта?

— Не менее года. Объем работы, без преувеличения, проделан огромный: разработано и утверждено технико-экономическое обоснование, осуществлен сбор и анализ всех исходных данных, проведены необходимые согласования с органами власти и государственного управления, изучена возможность подключения новых участков к электросетям «Могилевэнерго» и «Гомель­энерго», реализованы другие мероприятия. Что особенно важно, Белорусская железная дорога сейчас активно укрепляет материально-техническую и ресурсную базу УП «Белтрансавтоматика», делая на него ставку, как на первую скрипку в процессе практической реализации проекта по электрификации магистрали.

— Скажите, а какой очевидный эффект даст электрификация?

Электрификация железнодорожных путей решает значимые социально-экономические и экологические проблемы. Например, при перевозках грузов и пассажиров на участках пути Осиповичи — Жлобин — Гомель, Жлобин — Калинковичи ежегодно используется около 29 тыс. тонн дизельного топлива, в атмосферу выбрасывается около пяти тысяч тонн вредных веществ. 1,5 миллиарда рублей в год составляют только экологические выплаты. Электрификация серьезно уменьшит данные расходы. Кроме того, она снизит негативный уровень нагрузки на окружающую среду, малые и большие города.

Электротяга, в том числе вдвое уменьшит потребность в локомотивных бригадах за счет повышения веса поездов. Появится также возможность обсудить с железнодорожниками Украины тему электрификации приграничных участков Гомель — Терюха — госграница и Калинковичи — Барбаров — Словечно — госграница. Это повысит привлекательность транспортных перевозок между Балтийским и Черным морями.

— Мы говорили о планах на текущую пятилетку, а как железнодорожникам представляется ближайшая перспектива?

— Безусловно, дорога всегда смотрит в будущее и настраивается на дальнейшую электрификацию грузового и пассажирского движения поездов, их переход на более экономичную электротягу. Прежде всего это связано с мировыми тенденциями постоянного роста стоимости дизельного топлива, основы для тепловозной тяги. Удельный расход топлива в условном исчислении при тепловой тяге в грузовом движении — 43 кг на 10 тыс. тонно-километров брутто, при электротяге электроэнергия, приведенная к топливу, будет 34,5 кг или на 8,5 кг меньше.

Если говорить точнее, то к 2020 году нами планируется электрифицировать следующие участки: Витебск — Орша — Могилев — Жлобин, по северному ходу Заольша — Витебск — Полоцк — Бигосово, а также довольно значимое направление Калий — Осиповичи.

— Виталий Викторович, насколько мне известно, хозяйство электроснабжения реализует отраслевую программу модернизации тяговых подстанций магистрали. Например, недавно на направлении Минск — Молодечно началась замена тяговых трансформаторов подстанций. С чем это связано?

— Прежде всего оборудование тяговых подстанций морально и физически устарело и не соответствует современным техническим требованиям эксплуатации. На сегодня, например, чтобы повысить пропускную способность тяжелых грузовых поездов из России в Прибалтику и в обратном направлении, производится замена тяговых трансформаторов на оборудование большей мощности (старые исправно служили с 1963 года). Мощность одной из подстанций после замены увеличилась в 1,5 раза. Напомню, что в данном направлении в настоящее время пассажирское движение на электротяге не осуществляется. В целом по хозяйству, где трудится около 1400 работников, при электрификации на новых участках будет устанавливаться компактное малообслуживаемое оборудование — современные тяговые трансформаторные подстанции.

— Меняется ли сегодня достаточно консервативная по своей сути система управления хозяйством электроснабжения?

— В рамках Центра управления перевозок Белорусской железной дороги создается центральная энергодиспетчерская нашей службы. Ведь идет активная централизация управлением движения на Белорусской магистрали, а значит, эти процессы в полной мере за­тронули и систему электроснабжения.

Сегодня под управлением одного энергодиспетчера находится электрифицированный участок Минск — Орша — граница России протяженностью 280 км, в ближайшее время добавится направление Молодечно — Минск — Осиповичи и Минск — Негорелое, а через год под централизованным управлением будет участок Негорелое — Брест.

Наряду с этим служба электроснабжения приступит к осуществлению отраслевого проекта по автоматизированному учету электроэнергии тяги на Белорусской железной дороге. Это позволит железнодорожникам единовременно снимать показания расхода электроэнергии. Учитывая развитие перспективных направлений работы, реализацию крупного инвестпроекта по электрификации ряда участков пути, в службе в ближайшее время будет создан отдел электрификации.

К 2015 году к уже имеющимся в настоящее время 870 км действующей контактной сети, прибавится еще примерно 400 км новых электросетей Белорусской стальной магистрали.

Фото: Сергей КОВАЛЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter