Плыл по поезду запах… сирени

Оказывается,  и  в  электричках  можно  торговать,  если  есть  разрешение

Оказывается,  и  в  электричках  можно  торговать,  если  есть  разрешение

Торговля в пригородных электропоездах — явление привычное, существующее уже не один год. Поначалу транспортная милиция косо смотрела на это занятие, периодически пытаясь бороться  с коробейниками всех мастей. Точки над «i» расставили руководители Белорусской железной дороги, заявившие, что данный вид деятельности не противоречит каким-либо законодательным актам, касающимся предпринимательства. 

Не успела занять место в вагоне, как мужской голос прокричал: «Уважаемые пассажиры! Разрешите предложить вашему вниманию!»… За распространителем газет пробежала женщина с мороженым, следом — продавщица холодного пива и чипсов. Потом предлагались чудо-ножи, книги по очищению ауры за 15 тысяч рублей и плащ-палатки. Завершил торговый марафон вокально-инструментальный ансамбль, исполнивший «Ветку сирени». Через час все повторилось с той лишь разницей, что заключительным аккордом «новой волны» стали цыгане. Торговля шла бойко, народ с удовольствием покупал дешевые пластыри и любовные романы, не задумываясь о том, откуда товар и имеют ли право его распространять. 

А разрешение на торговлю в пригородных электропоездах имеют далеко не все, и в основном это распространители печатной продукции. 

— На этот квартал мы выдали 32 разрешения на розничную торговлю в электропоездах, — рассказывает Иван Сущенко, сотрудник моторвагонного депо Минского отделения Белорусской железной дороги. — Кроме продавцов газет, также работаем с «Национальными спортивными лотереями» и  РУП «Белорусские лотереи». Некоторое время назад 6 человек обратились в управление дороги с просьбой разрешить продавать прохладительные напитки, а также чай и кофе, но ни в коем случае не пиво. В порядке эксперимента им разрешили, однако по каким-то причинам свою деятельность они остановили. Трое, жители Молодечно, Борисова и Минска, получили право на реализацию мороженого в упаковке. Чтобы продавать продукты питания, необходимо разрешение санитарных служб. 

Получается, что легально в пригородных поездах всевозможных направлений торгуют лишь несколько десятков человек, остальные продают свой товар незаконно, рискуя попасть под действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. К слову, еще пару лет назад ежеквартально выдавалось порядка 60 разрешений, теперь эта цифра вдвое меньше: некоторые отказались от нелегкого заработка, другие, возможно, просто не посчитали нужным продлевать документ. Что им грозит? Конфискация товара и штраф, однако частенько сердобольные контролеры просто высаживают коробейников на ближайшей станции, но там они скоренько пересаживаются на другой поезд и продолжают «работать». «Мы отслеживаем тех, кто незаконно ведет торговую деятельность, и даем информацию в транспортную милицию, — продолжает Иван Федорович, — но, сами понимаете, что взять с бабушки, торгующей пирожками?» 

Кстати, если легализировать продажу пирожков, возможно, удастся, то официально заниматься концертной деятельностью в поездах даже при большом желании не получится. Можно, конечно, попытаться добиться желаемого, прийти в Главное управление железной дороги и написать заявление, в котором объяснить, какая польза от этого занятия будет пассажирам. Однако в тех немногих жалобах на торговцев чаще всего выказывается недовольство как раз-таки из-за шума-гама.  

Разрешение на розничную торговлю в пригородных электропоездах на месяц стоит 28 тысяч 800 рублей, выдается не более чем на квартал. Сами понимаете, занятие нестабильное, брать документ на год смысла не имеет. 

В России распространители всякого рода «барахла» уже не первый год, кроме электропоездов, осаждают еще и метро. Именно там всего за пару рублей продаются фонарики, ручки, батарейки и прочая мелочь. Стоимость товара в белорусских поездах также невысокая, рассчитана на основной контингент пассажиров электричек — дачников, пенсионеров и молодежь. На мои вопросы, откуда супердешевый товар, «предприниматели» отвечали уклончиво, как, впрочем, и на вопрос о заработной плате. Сказали лишь, что «работа как работа, а зарплата каждый день» и «деньги не пахнут, а шуршат  хорошо». 

— Жалоб на торговцев в электропоездах немного, — рассказывает Иван Сущенко. — Оно и понятно: чем плохо, когда тебе прямо в вагон газету принесут или мороженое? Главное, чтобы сами распространители вели себя порядочно. Более чем 10 гражданам в разрешении мы отказали, потому что они ходили по вагонам навеселе и только портили пассажирам настроение. Связываемся также с редакциями газет, с которыми у нас заключен договор на организацию торговли в электропоездах, и просим их ответственно подбирать персонал. 

Кстати. Даже если разрешение на торговлю имеется, продавец ничем не отличается от обычного пассажира, поэтому обязан не только соблюдать правила поведения в поезде, но и купить билет. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter