Дрибинский ансамбль «Вытокi» свой репертуар собирает в этнографических экспедициях

Плясать от печки

На репетицию деревенские танцоры спешат после работы в Коровчинский дом культуры. В ансамбле бытового танца «Вытокi» работники ДК, местного Дома ремесел, нянечка из детсада, учитель, соцработник, продавец… В этом году любительскому хореографическому коллективу со званием «народный» исполняется 25 лет.

Секрет популярности у зрителя, по мнению артистов, в аутентичности репертуара. Балетмейстер и руководитель ансамбля Тамара Редькова поясняет, что главное отличие бытового танца от народного — фристайл:

— Эти танцы наших мам, бабушек, прабабушек мы помним с детства. Часть репертуара — фольклор из соседних районов, куда ездим на гастроли. Как-то сели в машину и отправились в деревню Головенчицы Чаусского района в гости к бабушкам из ансамбля «Незабудки», чтобы ра­зучить их фирменную кадриль. К нам на репетиции приезжал известный хореограф из Могилева, и он так учил: «Рисунок бытового танца общий для всех исполнителей, но раскрашивать его каждый должен под цвет своего темперамента». Был у нас Ваня-плясун, у него все танцы были вприсядку. В отличие от известных коллективов народного танца в нашем не важны ни хореографическая подготовка, ни синхронность движений. Главное — танцевать душой.

Аккомпаниатор Виктор Левкин теперь, как шутят в ансамбле, первый парень на деревне. Пять танцевальных пар в «Вытоках» — женщины. Хотя изначально коллектив создавался как семейный: жены танцевали с мужьями. Супруга Тамара не ревнует, ведь тот всегда на виду: она тоже в ансамбле. Виктор Тимофеевич сожалеет, что плотный гастрольный график подкосила пандемия:

— Нас приглашают на все фестивали: «Дажынкі», «Александрия собирает друзей», «Дрибинские торжки». А в своем сельском Доме культуры собираем аншлаги, зрителям иногда не хватает мест в зале. Самые преданные фанаты — из малонаселенных деревень. Автоклуб иногда превращается в этнографическую экспедицию. Сейчас, например, соберутся сельчанки в чьей-то хате, печку протопят, еще и блинов напекут к нашему приезду. А потом начинают нам подтанцовывать и подпевать. Бывает, услышим новую частушку или кто-то скажет: «А у нас в деревне «Семеновну» не так танцевали!» Вот вам и носители фольклора.

Нина Солодкова в ансамбле с его основания. Работала учителем начальных классов, сейчас, на заслуженном отдыхе, не пропускает ни одной репетиции:

— Раньше со мной в паре танцевал муж. В моей юности дискотек не было, отплясывали на вечерах в клубе под гармонь. Если гулянка была в нашей хате, то взрослые танцевали, а подростки становились в кружок и повторяли за ними. Сейчас в нашем репертуаре 30 самобытных танцев. Даже их названия говорят, что по настроению они очень разные: «Кароўчынская весялуха», «Страдания». Но тема одна — любовь: между мужчиной и женщиной, к родному краю и к жизни.

ПОСЛЕ репетиции артисты уселись за круглый стол, чтобы обсудить актуальный вопрос: как сохранить фольклорное наследие, когда молодежь интересуют только гаджеты? Недавно в «Вытокі» влилось молодое пополнение: 21-летняя Снежана Минченко приехала по распределению в сельский Дом культуры. В детский ансамбль бытового танца уже набрала шесть юных танцоров. Девушка считает, что этно сейчас в тренде, ее ученицы-старшеклассницы активно выставляют селфи в народных костюмах на своих страничках в соцсетях. А в качестве промоушена молодая хореограф предлагает снимать видеоролики, популяризировать собственное творчество через интернет и устраивать модные танцевальные флешмобы с мастер-классами не только на фестивалях, но и прямо на улицах Дрибина.

e.kukshynskaya@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter