С помощью выделения плазмы на центрифуге людям возвращают хорошее самочувствие

Плоть и кровь

Центрифуга набирает ход. Здесь из цельной крови отделяется плазма. Вместе с ней удаляются вредные патологические вещества, которые отвечают за развитие заболевания. Не только такой, но и другие способы очистки крови используют в ­МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии. Совсем недавно здесь торжественно открылся Центр экстракорпоральных методов детоксикации имени профессора В. В. Кирковского. В сущности, методы очистки крови в ­МНПЦ практиковали давно, однако сейчас подразделение обновилось, переместилось в новое помещение. Лаборатории, операционные, приборы, напоминающие космическое пространство, дают новый отсчет спасению жизней.

Прочь, рассеянный склероз!

Палата, где пациентам делают плазмаферез. У Владимира Семибратова из Минска рассеянный склероз. И эта процедура для него жизненно необходима, поддерживает здоровье.

— Рассеянный склероз довольно коварен, самочувствие может постоянно ухудшаться. Благодаря плазмаферезу удается притормозить болезнь. При некоторых других диагнозах добиваемся стабильной ремиссии, — рассказывает врач — анестезиолог‑реаниматолог Анна Королик. — Курс лечения обычно состоит из трех процедур. За одну у Владимира выводится от 700 до 900 миллилитров плазмы. У каждого человека это количество индивидуальное и рассчитывается по формуле. Во многом зависит от массы тела.

Анна Королик с пациентом.

Плазма с патологическими элементами удаляется, а оставшиеся клетки крови разбавляются солевыми растворами до естественной концентрации и снова вводятся человеку. За одну процедуру меняется 20—25 процентов плазмы. Организм пытается заменить то, что у него отняли. Если объяснить простыми словами, процесс похож на разбавление пересоленного супа. 

— Этот метод известен с 1914 года. Цельная кровь для корректной работы центрифуги взвешивается. Выставляются определенные параметры скорости, время воздействия температуры, чтобы клетки не теряли свойств. После пятиминутной манипуляции отделяется плазма, — описывает процесс заведующий центром экстракорпоральных методов детоксикации Дмитрий Дусь

Дмитрий Дусь.

Отделением экстракорпоральных методов детоксикации, которое так называлось до недавнего времени, 30 лет руководил профессор Валерий Кирковский. Создавал структуру в 1976‑м ведущий белорусский хирург Леонид Авдей. За все это время отделение показало реальную эффективность, в год здесь лечатся около 900 пациентов. Многие проходят процедуры неоднократно, в стационаре и амбулаторно. С мобильными девайсами медики отправляются в отделения реанимации.

Истина в сорбенте

Параметры крови до и после очищения контролируются в биохимической лаборатории. Она находится при отделении. Благодаря этому пробы доставляются оперативно, экономится время.

— Изучаем также на доклиническом этапе новые изделия. Речь об изменении сорбентов. Они снижают в крови концентрацию вредных веществ, отвечающих за определенную болезнь. К примеру, уменьшают повышенный билирубин, — рассказывает иммунолог Татьяна Рябцева. — Также в лаборатории определяем специфические молекулы. Допустим, иммуноглобулин, который характеризует общее состояние иммунитета. В зависимости от реактивов можно изучать показатели разных болезней.

Татьяна Рябцева.

Плазмаферез — далеко не единственный способ очистки, конкретизирует Дмитрий Дусь:

— Кроме плазмы, удаляем и другие субстраты. Используем также сорбционные методы, когда кровь не делится на компоненты, а целиком пропускается через сорбенты, которые за счет химических и биологических взаимодействий адсорбируют яды. Еще из подходов: кровь проходит ультрафиолетовое, лазерное облучение, на нее воздействует переменное магнитное поле.
Болезни, при которых показана детоксикация, разные. В том числе рассеянный склероз, поражения суставов, некоторые формы бронхиальной астмы, аллергия, дерматиты. 

Получают помощь экстренные пациенты после тяжелых операций, когда у них развивается неконтролируемая бактериальная или вирусная инфекция. Это, говорят эксперты, мировая проблема, связанная с бесконтрольным применением антибиотиков. 

К слову, служба экстренной детоксикации создана не только в столице, но и в областных центрах. В ­МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии обращаются в том числе иностранцы. Отношение к ним такое же теплое, как и к соотечественникам. Ведь главное для медика — помогать. Всеми способами. Пусть некоторые из них не остановят, зато притормозят болезнь. Примерно в 70 процентах случаев методы детоксикации дают положительный эффект.

basikirskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter