«Площадный» бизнес?..

Большая доля бизнесменов призывы к забастовкам, митингам и другим проявлениям конфронтации с обществом, кроме как провокацией, и не называет. Но кое-кто все равно усиленно пытается разжечь среди предпринимателей страсти

Во многих странах предприниматели считаются элитой общества. Во-первых, далеко не каждому дан от Бога талант создать успешную фирму, даже небольшую: нужны смекалка, расторопность и большой багаж знаний в самых различных областях. Во-вторых, бизнес — большая ответственность. Как говорит один белорусский бизнесмен: «Я должен заработать и себе на жизнь, и семье, и на зарплату сотрудникам». За эти качества и причисляют на Западе коммерсантов к элите общества. Уважительно относятся к предпринимателям и в Беларуси. К их нуждам прислушиваются государство и законодатели, да и простые граждане видят в них одну из движущих сил нации. Но некоторых общественных деятелей такой статус отечественных бизнесменов не устраивает, и они активно портят их имидж. Ведь недаром немало коммерсантов призывы к забастовкам, митингам и другим проявлениям конфронтации с обществом, кроме как провокацией, и не называют.

Традиционно «уснувшие» в послепраздничные дни рынки начали пробуждаться, но несколько вяло. Торговые ряды заполнены, но редковато, на некоторых ларьках висят надписи: «Переучет». Зато функционирующие торговые точки процветают: реализация товара идет бойко, только успевай обслуживать покупателей.

— Странные люди, — разговорчивый продавец показал на закрытые роллеты. – Сами себе своими «выходками» на горло наступают. Пройдет еще пару недель — и они со своими забастовками вообще никому не нужны будут. Скажем, я ЧУП уже года три хотел зарегистрировать, ведь статус юрлица свободы действий добавляет: работников нанимай хоть до ста человек, кредиты проще брать — значит, бизнес можно расширять. Но в прошлые годы хлопотно было унитарное предприятие открыть, да и средства на организационно-регистрационные моменты требовались немалые. А теперь государство чуть ли не с ложечки кормит: и льготы по налогам, и регистрация через одно окно, и офиса для регистрации юрлица не надо… Только работай.

По секрету новый знакомый поведал свои планы: уже подал документы для получения кредита в банки как УП. Через несколько дней должен прийти ответ. Скорее всего, положительный. На заемные деньги он планирует открыть 5—6 торговых точек.

— Тогда и товара больше смогу у оптовиков брать, скидки получу, отсрочку платежей, — говорит предприниматель. – Мое дело – потребительский спрос удовлетворять. Покупатель доволен – и мне прибыль. А митингуют те, кто работать не умеет по-нормальному или не хочет…

— Бастуют — ну и пусть. Напугали! — один из покупателей на рынке был более чем откровенен. — Раньше на своем мини-рынке отоваривался, сейчас в гипермаркете буду. Несколько километров на машине проехать не проблема, а цены сопоставимы. Да и ассортимент товаров шире, и порядка больше — просроченные консервы не подсунут…

Январский демарш «предпринимателей» вызвал большое удивление. И прежде всего у рядовых потребителей. Но интересен другой вопрос: бизнесмены ли заваривают кашу? Думаю, что нет. Из более 200 тысяч ипэшников «крутые» лозунги своим присутствием поддерживает лишь ничтожная горстка. Предполагаю, что остальным уже надоела демагогия «общественников» и они готовят документы для перерегистрации в ЧУП. Благо государство дало еще один шанс на льготных условиях вступить в ряды юридических лиц.

Вообще, много вопросов вызывают личности «радетелей» предпринимательского движения. Большинство-то «трибунов» в деловой среде известны больше как ораторы, чем коммерсанты. Защитников же индивидуальных предпринимателей развелось нынче немало. Только большой вопрос: чье мнение они громко высказывают — свое личное или предпринимателей? Ведь независимый опрос бизнесменов показал: различные общественные организации поддерживают только 10—12 % коммерсантов. Говоря проще, «союз», «ассоциация» и другие объединения с громкими названиями могут по совести говорить только от имени максимум 2—3 % бизнесменов. Не больше. Но по старой привычке «лидеры» движений пытаются наработать себе популярность ораторством.

Связать все их речи воедино — получится полный бред с элементами раздвоения сознания. Если Беларусь вступит сегодня в ВТО, то завтра мудрые, грамотные, спокойные и расчетливые западные бизнесмены, получив свободный доступ на наш рынок, за считаные недели и месяцы «выдавят» ипэшников из сферы розничной торговли. А иностранные коммерсанты спорить ни с исполнительной, ни с законодательной властью не будут. Проанализируют законодательство, составят бизнес-план и отправят «индивидуалов» на рынок труда. Поэтому и Президент, и правительство не раз призывали белорусский бизнес – создадим все условия для вашего развития, только проявляйте инициативу. Большинство поняли рациональное зерно, продвигаются вперед. Но всегда найдутся люди, у которых с формальной логикой не все в порядке. И наплевать им на опыт развития частных компаний западных стран, и на исследования, и на научные труды — ищут альтернативный путь.

Впрочем, такой ход часто применяют политики, а точнее — политиканы. Ничего умного и нового не сказали, но зато свежо звучит. Кстати, некоторые подзабытые оппозиционеры тоже недавно озаботились судьбой предпринимателей. Первый раз за последние лет 15. Тоже предлагают свой «уникальный» путь развития. Хорошо, что эти люди в автосервисе не работают. Тогда бы двигатели через выхлопную трубу чинили, и митинговали, отстаивая свой «передовой метод»…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter