Возможен ли новый "Майдан" в Украине?

Площадь разогнали с извинениями

Майдан из революционной мечты превратился в синдром нестабильного общества
На этой неделе в Украине состоялось важнейшее событие мировой политики — в Донбассе начался отвод тяжелой техники обеими сторонами. К чему это приведет, какие новые линии и границы нарисуют потом на карте страны — неизвестно. И, наверное, эта неизвестность приводит к тому, что процесс идет на грани — со взаимными угрозами, срывами и провокациями... Тем не менее идет. Как говорят американцы, в этом мире неизбежны две вещи — смерть и налоги. Угроза смерти, а вернее, тысяч бессмысленных жертв, заставляют участников конфликта в Донбассе поворачивать стволы пушек назад. А вот с налогами вышла совсем иная история, затмившая даже Донбасс. Главной внутриукраинской темой минувшей недели стала финансовая паника и разгон «финансового майдана» в Киеве.



Спусковым крючком стали, как пишут сами украинские СМИ, «сумасшествие с курсом гривны» и действия Нацбанка по его стабилизации. После того как НБУ отменил фиксированный курс гривны, доллар начал стремительно расти. Всего за три дня, с 23 по 25 февраля, он подорожал с 32 до 40 грн в продаже, бизнес и люди в панике бросились скупать валюту. Ну а далее возникшая паника на валютном и потребительском рынках заставила многих говорить о новом витке политической нестабильности в Украине. Вариации на тему новых майданов, демаршей в Раде и даже, как заметило украинское издание «Сегодня»,  «революции снизу» слышны не только из уст рядовых граждан, но и в исполнении политиков и экспертов.

И эти внутренние демарши, как показывает жизнь, еще труднее остановить, чем военные марши на полях сражений. Говоря языком психологов, в травмированном сознании украинцев, переживших трагические события минувшего года, вновь возбудился очаг политической нестабильности. И вот мы снова наблюдаем дежавю — события, которые одни называют «финансовым майданом», а другие, чтобы не разжигать страстей, — «конфликтом митингующих с правоохранителями».

Смысл этого конфликта в том, что милиция пыталась снести палатку активистов под зданием Национального банка Украины. Протестующие требовали отставки главы Нацбанка Валерии Гонтаревой после обвала национальной валюты и жестких ограничений на покупку долларов и евро. Под удар попали и рядовые граждане, которым стали насчитывать штрафы и пеню за неуплату валютных кредитов.

Кстати, митинги протестующих вкладчиков проходят не один день, но, как язвительно заметил украинский политолог Сергей Слободчук, СМИ их в упор не видят. Почему? Об этом чуть позже, а пока о реакции властей.

Министр внутренних дел Арсен Аваков принес «извинения всей стране за непрофессиональное поведение милиции в возникшей ситуации и безобразную сцену возле здания НБУ». По факту разгона оппозиционеров возбуждено уголовное дело. Министр уже снял руководителя районного отдела милиции в Киеве и отстранил его заместителя от работы до конца следствия. И в то же время Аваков призвал митингующих «понять опасение правоохранителей и придерживаться в заявленном пикете корректных норм».

Эта предельно сдержанная реакция такого прожженного майдановского бойца, как Аваков, говорит об очень многом. С одной стороны, властям сегодня очень важно удержать ситуацию под контролем. А с другой — что скажешь против «финансового майдана», если ты сам в недавнем прошлом был комендантом «евромайдана»... Есть и третье обстоятельство: нарастающая нестабильность вызывает брожение в политическом классе. Одни, как лидер Радикальной партии Олег Ляшко, уже встали на сторону разгневанных вкладчиков. Другие, как премьер–министр Арсений Яценюк, обвинивший Нацбанк в самоуправстве, ищут крайних среди своих коллег. Третьи ждут окончания недели, которую президент Порошенко дал правительству и Нацбанку на нормализацию ситуации на валютном рынке...

Что потом? Политолог Сергей Слободчук считает, что новый Майдан не случится. Потому что для организации Майдана нужны четыре условия: внимание СМИ, поддержка со стороны внешних игроков, финансирование и создание специальных майданных структур. Ничего этого сейчас нет. Майдан из революционной мечты превратился в синдром нестабильного общества.

romanova@sb.by

Фото korrespondent.net

Советская Белоруссия № 39 (24669). Суббота, 28 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter