Сельская газета

Пломбир в разреве

Какое мороженое самое лучшее?

Можно ли мороженое назвать полезным продуктом и так ли страшны Е-добавки

СЛИВОЧНОЕ, клубничное, со сгущенкой, изюмом, в стаканчике или на палочке, в шоколадной глазури… Только белорусские производители самое любимое летнее лакомство — мороженое — выпускают более чем по 300 различным рецептурам. Как не запутаться в этом многообразии и выбрать действительно натуральный продукт?


ИНТЕРЕСНЫЙ факт — белорусы в поедании мороженого далеко не впереди планеты всей. В год каждый житель нашей страны съедает его в среднем чуть больше трех килограммов. В то время как лидеры рейтинга — США и Финляндия — в четыре раза больше. Связана такая разбежка во многом с разной культурой питания. Если у нас покупка мороженого носит скорее импульсивный характер и его продают небольшими порциями в брикетах, стаканчиках или на палочке, то в странах-лидерах потребляют большими порциями в качестве десерта и продают, соответственно, в контейнерах в один, два, а то и пять килограммов.

Что ж, если не по употреблению, так, может, по производству мы занимаем одну из ведущих строчек? Претендовать на это вполне можем: белорусское мороженое сегодня поставляется в Россию, Грузию, Казахстан, страны Европы и Латинской Америки... В этом году стартовали поставки в Канаду, на очереди — Китай, куда первая партия будет отгружена уже в этом месяце.

На прилавках в магазинах мороженого — хоть отбавляй. На любой вкус и кошелек. Только в торговых объектах потребкооперации, приводит данные начальник отдела продовольственных товаров управления торговли Белкоопсоюза Ольга Морозова, его представлено в обязательном порядке от 3 до 15 видов. Вся продукция — отечественная.

Ценник разный: от 65 копеек за 70 граммов классического пломбира до 1,20 рубля за такую же по весу упаковку мороженого в шоколаде. Кстати, в классической 100-граммовой фасовке главное летнее лакомство продается все реже. В одном из столичных гипермаркетов обнаружила только три наименования продукта с таким весом. А вот в котировке от 50 до 95 граммов — почти 60 видов.

Главный конкурент наших производителей — Россия. Мороженое, произведенное там, по цене не уступает: в зависимости от веса стоит от 65 копеек до 2,25 рубля.

Кстати, по данным Национального статкомитета, самое дорогое мороженое в этом, как и в прошлом году, продают в Минской области. Если покупать его щедрыми килограммовыми порциями, то отдать придется 12 рублей 96 копеек. В это время на Гродненщине, где оно самое дешевое, за килограмм просят ровно на два рубля меньше. Средняя же цена по стране установилась на уровне 11,75 рубля.


А ЧТО мы знаем о пользе продукта? Английские и французские ученые, например, доказали: мороженое не вредит здоровью, а улучшает его. Правда, если изготовлено из натурального молока или сливок. Такой продукт снимает нервное напряжение, снижает тревожность, улучшает сон. К тому же в нем содержится более ста необходимых и полезных для организма веществ. Тут и аминокислоты, и жирные кислоты, и минеральные соли, и всевозможные витамины. Польза — да и только. Но вот смотрю на упаковку: загустители и стабилизаторы, добавки и эмульгаторы, красители и регуляторы… Молоко, получается, далеко на «задворках», впереди — вода и сахар. Не причинит ли все это великолепие вред здоровью?

Заведующая сектором стандартизации и нормирования молочной отрасли Института мясо-молочной промышленности Елена Войтехович успокаивает:

— Мороженое в нашей стране производится по стандарту СТБ 1467-2004 «Мороженое. Общие технические условия», но основные показатели приведены в соответствие с техрегламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», который вступил в силу 1 января 2016 года. Мороженое подразделили на пять видов: пломбир, сливочное, молочное, с заменителем молочного жира, кисломолочное. Ужесточатся и некоторые требования к производству и маркировке. Например, добавка растительных жиров в продукт под названием «мороженое» будет запрещена. Если в нем содержатся заменители молочных жиров, именовать его нужно «Мороженое с заменителем молочного жира». Производитель должен будет указать это крупным шрифтом на этикетке, чтобы не вводить в заблуждение потребителя.


— А насчет натуральности? Все же в составе немало различных компонентов, которые ставят под сомнение полезность продукта…

— Мороженое состоит из натуральных ингредиентов. Сегодня производители нередко вместо цельного используют сухое молоко или молочную сыворотку. Это не говорит о том, что продукт уступает по качественным характеристикам, — по своей полезности и питательным свойствам эти ингредиенты схожи с натуральным молоком. Но перед тем как использовать сухие молочные продукты, их восстанавливают при помощи воды. Согласно законодательству, состав на упаковке пишется в убывающей последовательности — тот ингредиент, которого в продукте больше, будет стоять первым. Потому в таком мороженом на маркировке вода стоит на первом месте.

Что касается эмульгаторов и стабилизаторов, они «отвечают» за однородность консистенции и срок годности, красители — за аппетитный внешний вид. Применение таких ингредиентов регламентировано, они безопасны, их содержание контролирует Министерство здравоохранения. Добавки в виде различных Е, которых многие так боятся, на самом деле природные компоненты. Например, Е160а — бета-каротин, который есть в овощах и фруктах, Е100 — натуральный желтый краситель, получаемый из куркумы, добавка Е162 — не что иное, как сок красной свеклы. Не думаю, что белорусские производители, которые сегодня борются за каждого покупателя, будут нарушать законодательство. Все, что используется для производства мороженого, выносится на упаковку. Поэтому изучите состав и сделайте свой выбор — покупать такой продукт или нет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Мороженое на палочке изобрел американец Фрэнк Эпперсон. Он случайно оставил на морозе стакан содовой воды с соломинкой. Утром, обнаружив замерзший напиток, не расстроился, а запатентовал изобретение. Позже начал выпускать первое мороженое — обыкновенный лимонад на палочке.

Самым дорогим считается мороженое, которое носит символичное название «Золотое». Оно продается в США, стоит тысячу долларов за порцию, украшено настоящим съедобным золотом, карамелью и редкими ягодами.

В Книгу рекордов Гиннесса занесен торт из мороженого, созданный в 2011 году одной канадской компанией. Его вес составил более 10 тонн — на изготовление ушло 9 тонн мороженого, 90 килограммов бисквита и 136 килограммов шоколадной крошки.

borisovez@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Версия для печати
снеговик
Настоящее мороженое осталось в прошлом,в бывшем СССР.А то,что выпускают сейчас,это пожалуй на мороженое и непохоже.Срок годности 12 месяцев,это уже перебор.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?