Оценили эффективность применяемой в витебском КФХ «Терра Ностра» прогрессивной технологии в земледелии

Плохой агроном выращивает урожайность, хороший — еще и плодородие...

В агробизнес сельское хозяйство превратится тогда, когда тот, кто работает на земле, вместо принципа выжать из нее все до последней капли будет руководствоваться незыблемым правилом: не только брать, но и возвращать. Метко высказался по этому поводу владелец бешенковичского КФХ «Терра Ностра» Олег Пипченко: «Сельское хозяйство — процесс творческий. И чтобы добиться результата, нужно творить с умом, а не вытворять». 

«Сельская газета» писала о «Терра Ностре» осенью 2020-го, главный агроном Дмитрий Солодков рассказал о первых успехах, планах и перспективах. А что сейчас? Как изменились цели и задачи? Не растерян ли энтузиазм, учитывая капризность зоны рискованного земледелия? И на каких принципах строится стратегия развития?

Главный агроном КФХ «Терра Ностра» Дмитрий СОЛОДКОВ.

У всякого бизнеса одна из первостепенных задач — окупить затраченные средства. Но, по мнению Олега Пипченко, все не так просто:

— Несмотря на то что в развитие КФХ вложено их немало, говорить о каком-либо ярко выраженном экономическом эффекте рано. Не потому, что работаем плохо. Если стоит задача оперативно вернуть вложенные средства и получить немного сверху — тогда достаточно два-три года. Но у нас долгосрочный бизнес-проект, нацеленный на постоянное развитие, требующий регулярных финансовых вливаний. Выручка приходит, но не в таких объемах, как хотелось бы. Благодарны руководству области, Сенненского и Бешенковичского райисполкомов за поддержку: выделенные бюджетные займы, льготные кредиты — серьезное подспорье. Самое главное, что отношение властей такое же, как к другим хозяйствам области.


В 2019-м у «Терра Ностры» было 3 тысячи гектаров земли, а сегодня посевная площадь около 8 тысяч, а в следующем будет более 10 тысяч. Пахотные земли находятся в Бешенковичском и Сенненском районах, и их для начала нужно было привести в порядок: внести удобрения на всю площадь согласно технологической карте возделывания культур, обработать глифосатами (только в 2019—2020 годах их внесли 18 тонн, чтобы очистить почву) и только потом сеять. Это тяжело и дорого. Вдобавок показатель плодородия почвы в том же Бешенковичском районе — 24 балла при среднереспубликанских 30. Отрицательно сказались и нарушение севооборота, и несоблюдение технологии, и отсутствие должного количества минеральных удобрений. Если данные работы запустить комплексно, поднять можно как минимум на 13 баллов. На это потребуется 5—10 лет. В «Терра Ностре» работают по принципу хорошего агронома, подчеркнул Олег Пипченко: «Растим не хороший урожай, а плодородие полей, как того и потребовал на одном из совещаний Александр Лукашенко. А там и экономический эффект не заставит себя долго ждать». 

Назревает вопрос: если «Терра Ностра» заточена под растениеводство, как планируют обходиться без органики? Во-первых, соблюдается севооборот: чередование культур в пространстве и времени — закон, с которым нельзя не считаться. Структура посевов насыщена культурами, оставляющими после себя азот. Во-вторых, солому, в которой немало калия, азота и фосфора, после измельчения возвращают земле. В-третьих, чтобы улучшить состояние почвы, не знавшей долгие годы хозяйской руки, стали выращивать фацелию как на семена, так и в качестве сидерата — ее развитая корневая система отлично рыхлит землю. В прошлом году урожай пострадал от засухи, но пример «Терра Ностры» показателен в разрезе области: яровые зерновые дали по 25 центнеров с гектара, озимые — по 45. Если бы не длительное отсутствие дождей, цифры были бы практически на четверть выше.

­Стратегия эффективного землепользования кроется в правильной расстановке акцентов: земля, люди и только потом техника — это исторически заложенные принципы сельского хозяйства.

— По этому принципу пошли и мы. Знаете, почему у других не получается? Потому что идут от обратного. Сразу закупают дорогую технику, а потом выясняется, что нет для нее подготовленных специалистов. Бывает, земля годами не видит удобрений. Вот и наблюдаем почти бессмысленную картину: мощный импортный комбайн едет убирать пять центнеров рапса или десять — зерна, — рассуждает главный агроном КФХ Дмитрий Солодков. — У нас техника в основном отечественная. На импортную денег не нашлось. Зато остались средства на удобрения, защиту, семена. Поэтому и на полях было что убирать: на отдельных участках выше 80 центнеров. Кстати, новинка КЗС-3219 от «Гомсельмаша» зарекомендовала себя очень хорошо.

Механизаторы — их в хозяйстве более 30 — трудятся сдельно. Быстро и качественно, без простоев, потому что понимают: это их деньги. К каждому нашли индивидуальный подход, а тем, кто в штате с первых дней образования КФХ, еще и доплата за стаж к установленным расценкам. В прошлом году средняя зарплата была в пределах двух тысяч рублей, а в сезон — выше 3,5 тысячи. В хозяйстве 60 работников. Организован подвоз из Витебского, Чашникского, Сенненского и Бешенковичского районов — для этих целей закуплено два микроавтобуса. По-другому никак, ведь в деревнях, расположенных рядом, людей практически нет. Собственно, это острая и очевидная проблема населенных пунктов Витебщины, которые в глубинке. 

Как проходит нынешняя посевная? Сложно и напряженно, как и у остальных на Витебщине. Все обусловлено климатическими условиями региона, где зима начинается раньше, а весна — позже. Поэтому с тем, что на юге делают за два месяца, здесь нужно управиться за месяц. Со слов Дмитрия, на первый план выходит выверенная до мелочей организация процессов. Ни импортная техника, ни элитные семена не спасут, если взаимодействие всех служб не организовано. Кстати, в «Терра Ностре» уже справились с севом ранних яровых зерновых, рапса, льна масличного и однолетних трав на семена — всего свыше 2000 гектаров. Впереди теплолюбивые культуры — соя и кукуруза.

Правда, есть и препятствия, которые мешают полноценно заниматься сельхоздеятельностью: в «Терра Ностре» около тысячи гектаров заболоченных земель. Чтобы их вовлечь в севооборот, нужно проводить мелиоративные работы. Земли включены в соответствующие программы, подготовлены проекты, сметы. Когда до них дойдет очередь — зависит от финансирования. Как известно, позиция Александра Лукашенко на этот счет предельно жесткая и понятная: каждый год надо мелиорировать 200 тысяч гектаров земель и изыскивать, чего бы это ни стоило, средства из разных источников. «Надо спасать эти земли сейчас. Это для меня важнейший вопрос», — заявил он.

— Президент правильно поднимает проблему мелиорации, потому что в большинстве случаев речь идет не о космических деньгах, необходимых для строительства новых каналов. Чтобы поддерживать в порядке то, что есть, много не нужно. Мы не можем позволить себе сидеть и ждать, когда помощь придет. Недавно купили экскаватор и создали мелиоративную бригаду, которая будет выполнять посильные работы: прочищать каналы, обкашивать их, выкапывать мини-водоемы там, где ежегодно собирается вода, чтобы сократить количество вымочек на полях, — акцентирует внимание Дмитрий Солодков.

­Посевная площадь в КФХ практически поровну разделена между озимыми и яровыми. В яровом клине упор на белковые культуры. Хорошо показал себя на витебских землях горох. В прошлом году каждый гектар дал по 28 центнеров, посевы расширили до 660 гектаров. 


А как только земля прогреется, посеют 860 гектаров сои. Стоит ли игра свеч? В НПЦ НАН Беларуси по земледелию к такому шагу отнеслись с определенной долей скепсиса: ведь не просто так за все время не нашлось ни одного сорта сои, районированного в северном регионе. Заместитель генерального директора по научной работе Дмитрий Лужинский пояснил:

— Соя в Витебской области — скорее утопия, но пускай пробуют. Климат в Беларуси таков, что зацветает культура в августе, а бобы завязываются в сентябре, когда тепла уже нет. Пробовали выращивать на Брестчине и Гомельщине, но из пяти лет только три года были, когда она созрела. И это суперранние сорта. Нельзя забывать, что у сои есть серьезный недостаток: чем более раннеспелый сорт, тем ниже к земле прикрепляются бобы, примерно на расстоянии 5—7 сантиметров. Ни одна жатка их не возьмет. Соя, выращиваемая на юге России, — это среднеспелые и сорта позднего созревания. Высота закладывания первой кисти у них 25—30 сантиметров. Будь все так просто, в той же Польше и Германии культура получила бы широкое распространение.

Сложно не согласиться. Но народная мудрость гласит: не попробуешь — не узнаешь. Ведь еще пару лет назад и арбузы на белорусских полях были экзотикой. И тогда тоже мало кто верил в успех дела.

— Действительно, решив посеять сою, мы серьезно рискуем. Но этот шаг осознанный, — уверен главный агроном. — Проанализировали успешный опыт выращивания культуры в схожих условиях в других странах, проработали технологию возделывания, подобрали комплексную систему защиты, которая включает гербициды, фунгициды и инсектициды. Готовы к любому повороту событий. Шансы добиться результата достаточно высоки. Ведь раньше считалось, что и озимый ячмень для северного региона непригоден. Но мы опять рискнули: посеяли осенью прошлого года — он перезимовал и хорошо себя чувствует.

­Принесет ли соя успех — осень покажет. Сейчас же КФХ накануне значимого события: скоро заработает семенной подготовительный комплекс мощностью 10 тысяч тонн в год. Под него выкупили здание бывшего Сенненского льнозавода. Сейчас как никогда актуально звучит тема импортозамещения, в «Терра Ностре» готовы взяться за производство семян иностранных сортов. Несмотря на то что белорусское семеноводство налажено, есть культуры, где без импортной составляющей не обойтись, — зарубежные горох, кукуруза, сахарная свекла имеют больший потенциал по урожайности. Даже хорошие сорта пшеницы импортные. Впрочем, многие сельхозорганизации были бы рады закупить зарубежные семена, если бы не одно но: нужна предоплата. Кроме того, не каждое хозяйство в силах заплатить свыше тысячи евро за тонну. А с открытием завода появляется альтернатива: КФХ будет закупать супер-элиту, размножать до элиты и продавать втрое дешевле. Выгодно для всех: усилия «Терра Ностры» окупаются, а аграрии получают качественные семена импортных сортов по доступной цене и тоже зарабатывают деньги. 

В каком-то смысле «Терра Ностра» сломала стереотип, основанный на том, что частник приходит, чтобы получить максимум. Но ведь хотеть заработать денег — вполне логично, так построен любой бизнес. Даже в отстающих хозяйствах должны стремиться к этому, уверен Олег Пипченко:

— Мы вкладываем немало ресурсов и сил, чтобы получить финансовый результат, и останавливаться на достигнутом не собираемся. Если проанализировать ситуацию в целом, деятельность КФХ приносит пользу экономике страны: чем больше обороты, тем выше не только наши доходы, но и в сопряженных с нами сферах. За три года мы должны преобразиться и стать хозяйством, куда не стыдно было бы пригласить аграриев из соседних европейских стран.

Что ж, посмотрим, насколько проект «Терра Ностры» окажется успешным. Из двух одно вероятно: либо полученные результаты раз и навсегда сломают представления о принципах развития АПК в северном регионе, либо зона рискованного земледелия в очередной раз докажет — с климатом тягаться бесполезно. Пока технологии берут верх, но время все расставит на свои места. 

В ТЕМУ

Председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома Сергей Егоров:

— Возможно, кто-то и будет критиковать деятельность «Терра Ностры», я же скажу так: цыплят по осени считают. Видим хорошую урожайность, высокий валовой сбор в 2021-м: далеко не в самом лучшем году для Витебщины в КФХ намолотили около 12 тысяч тонн — значит, все в хозяйстве делают правильно. Притом что пришли работать практически на бросовые земли, навели порядок. Начали соблюдать прогрессивную технологию, где-то, может быть, и отличающуюся от нашей устоявшейся. Не думаю, что нужно на этом заострять внимание. Да, они пошли по инновационному пути, но и результаты получают, оправдывая вложенные средства, в том числе собственные. Активно заняты в строительстве зерносушильного сортировочного комплекса. В перспективе будут работать с элитными семенами зерновых и крестоцветных культур с последующей реализацией в области, республике и на экспорт. Это самое крупное КФХ на Витебщине. Исходя из первых результатов деятельности, можно говорить о том, что «Терра Ностра» к нам пришла не зря.

lana_svetla@mail.ru

Фото из архива КФХ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter