«Вспомните, пожалуйста, три ситуации за последние несколько дней, которые вас разозлили». Простейший вопрос, казалось бы. Однако львиная доля затруднений в ответах связана именно с ним. Почему злость, гнев и ярость табуированы в обществе сильнее, чем, к примеру, страх и отвращение? Почему испытывать злость – неправильно и стыдно? И можно ли ее навсегда спрятать от чужих глаз, а главное, чем это может обернуться? Разбираемся.
Где рождается злость?
Прежде чем перейти к социальному восприятию злости, обратимся к природе ее возникновения. И здесь нас ждет сюрприз: по мнению нейрофизиологов, злость имеет больше общего с радостью и счастьем, чем со страхом и с печалью. Гнев и злость по своей сути – эмоции ресурса, так как заставляют нас двигаться вперед, высвобождать энергию и преобразовывать окружающую действительность. В то время как страх или горе вынуждают отстраниться и затаиться. Злиться нам позволяет миндалевидное тело, которое служит домом самым древним эмоциям, благодаря которым человек и смог сохраниться как биологический вид.Миндалевидное тело – небольшой участок глубоко внутри мозга, который приходит в действие при обнаружении угрозы, не обязательно физической, но и словесной, моральной и даже финансовой. Человек испытывает стресс и может среагировать либо страхом-устранением, либо гневом-нападением. И если рычаг сработал, и гнев перелился через край, миндалина мгновенно отключает весь верхний слой мозга, отвечающий за рациональное принятие решений, анализ ситуации и контроль над поведением, оставляя нам в наборе реакций только примитивные инстинкты. Этот феномен называется «захват миндалины». Если вы захотите поделиться соображениями или обсудить какие-либо факты с человеком, находящимся в состоянии захвата, вы только потеряете время.
Хорошо или плохо?
А это с какой стороны посмотреть. С точки зрения человека как биологического вида испытывать злость и раздражение – процесс вполне естественный, это некая защитно-оборонительная функция. А вот с позиции социальной – феномен крайне нежелательный, осуждаемый и порицаемый. Умение подавлять в себе злость и негодование стало синонимом благоприятного отношения в обществе. С людьми, готовыми соглашаться, не отстаивать свои границы, подчиняться, очень удобно иметь дело, поэтому их социально поощряют.
Вспомним, что семья – это общество в миниатюре. И наши дети первые, кто на себе пробует этот шаблон одобрения или неодобрения. Ребенок проявляет положительные эмоции – молодец! Стоит только ему «показать зубы» в раздражении, начать топать ногами или кричать, взрослые тут же занимают в позицию «главного в стае» и подавляют неудобное поведение, укоряя и убеждая, что так делать не стоит. Но на правах главного взрослые сами часто проявляют агрессию, называя это заботой, страхом, беспокойством… Только не злостью. Злиться плохо, а мама или папа не могут быть плохими. Ребенок через какое-то время включается в эту игру, игнорируя и замещая эмоцию злости другим названием. Именно поэтому на вопрос, озвученный ранее, так трудно ответить.
Прятать нельзя показать
Напомним, что злость – явление природное и для человека естественное. Подавление, замещение и игнорирование приносит больше вреда личности, чем открытое ее проявление. Почему?Во-первых, притворство и ложная доброта ведут к созданию фальшивой личности, через которую время от времени гнев все-таки просачивается, но принимает искаженные формы: презрения, высокомерной жалости, излишней принципиальности. Вместо того чтобы просто признать: «Меня это бесит» – появляются фразы про аморальность, подрыв основ общества и другие. Чтобы поддерживать эту маску, тратится огромное количество энергии, что зачастую истощает человека.
Во-вторых, злость – сигнал о том, что наши границы нарушены, нашей физической или эмоциональной безопасности что-то угрожает. Поэтому, добровольно отказавшись от злости, человек снимает последний рубеж защиты и позволяет управлять собой кому-то извне. Это влечет пассивное проявление агрессии.
В-третьих, гневу все равно нужен выход. И если он не направлен вовне, то остается один путь – внутрь. И тогда вся непрожитая злость обращается на себя, усиливая соматические проявления. Расцветают букетом болезни, увеличивается недовольство телом, отношениями, окружающей действительностью.
Разрешение на чувства
Первое, с чего начинается работа психолога, – это с принятия всех своих чувств, получения разрешений от себя самого радоваться и злиться, испытывать отвращение и презрение, печалиться и удивляться.Второй шаг – это обнаружение в себе всего эмоционального букета. Ведь если человек не осознает злость или называет ее другим словом, это не значит, что он не злится. Скорее наоборот, вытесняя и заменяя негативные проявления другими эмоциями или принципами, теряет контроль над своими чувствами, хуже понимает потребности и желания.
И третий шаг – научитесь осознавать свою злость и этично ее выражать. Здесь могут помочь и телесные практики, например, битье боксерской груши, разрывание бумаги на мельчайшие кусочки или рисование каракулей, в которых потом находится метафорический источник гнева.
На более осознанном уровне – тренировка «Я-сообщений», когда мы не пытаемся никого обвинить, а всегда высказываем только то, что чувствуем сами.
В любом случае нужно помнить, что наша злость – это только про нас! Она помогает понять себя, услышать желания и стать более цельной личностью.
ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»), фото Unsplash, Pixabay
Эксперт – Валентина Полякова, психолог, тренер сильного мышления