В ближайшее время количество белорусских яблок на полках магазинов удвоится, а пока фермеры активно продают их в Россию

Плоды размышлений

Небывалый урожай яблок обострил старые проблемы. В магазинах наших сочных фруктов — раз-два и обчелся, не то что импортных, в то время как россияне вывозят их из садов фурами. Как решить наболевшие вопросы и накормить потребителя своим сочным, красивым и полезным яблоком, узнавала корреспондент «Р».

На заметку производителям: сбрасывать со счетов внутренний рынок не стоит, ведь соседи активно создают агрокластеры. 
Фото Артура ПРУПАСА

Яблоки в этом году снова стали поводом для раздора. Всему виной небывалый урожай. В прямом смысле рекордный. В Минсельхозпроде оценивают: во всех без исключения садах страны созрело почти 530 тысяч тонн этих фруктов. Или на 40 процентов больше, чем в прошлом году. Впрочем, ставку делают все же на товарные яблоки — такие не стыдно предложить покупателю. Выращивают современные сорта полторы сотни фермеров и сельхозорганизаций. Ветки ломятся и здесь: планируемый сбор — 136 тысяч тонн. Это на четверть больше, чем в 2017-м. В то же время в ассоциации «БелСадПитомник» призывают не скромничать в оценках. Мол, только в специализированных организациях снимут 180—200 тысяч тонн — такого еще не было. И в который раз возникают одни и те же вопросы: куда девать столь щедрый урожай и почему его так мало на полках магазинов? В ситуации разбиралась корреспондент «Р».

Встреча  в  МАРТ


Садоводство обрело второе дыхание благодаря масштабной господдержке отрасли. Ежегодно в стране высаживают новые сады на площади минимум в полтысячи гектаров. За счет выведения новых сортов растет урожайность. А строительство современных хранилищ позволяет продлить вкусный сезон. Как результат — пусть медленно, но верно снижается импорт яблок. По данным Белстата, в прошлом году к нам завезли 484 тысячи тонн, около 90 процентов, из Польши. В 2016-м импорт едва не дотянул до шести сотен тысяч тонн. Статистика этого года продолжает радовать. Импорт яблок в январе — июне сократился на две трети по сравнению с первой половиной прошлого года и составил 155,2 тысячи тонн. При этом до прилавков доходит только пятая часть нашего элитного урожая, замечают эксперты. Впрочем, в 2016-м было и того меньше — только шестая.

Можно было бы и больше, если бы не ряд «но» со стороны ретейла и производителей. Но они, как в песне про морячку и моряка, никак не могут встретиться, чтобы обсудить наболевшее. И не только поговорить, но и найти практические решения. У каждого свои обиды, свои претензии и своя правда. Расставить точки над «i» в давнишнем споре попыталось Министерство антимонопольного регулирования и торговли, пригласив всех заинтересованных на встречу.

Цена  имеет  значение


Фермеры, чтобы не быть голословными, привезли яблоки нового урожая — наливные, крупные как на подбор. Заверяют: это не выставочные экземпляры, взяли первые попавшиеся ящики. Представители некоторых сетевых магазинов удивились: такая продукция у наших производителей есть?! Почему скрывали?! Мол, чаще всего к ним приезжают такие плоды, что стыдно смотреть, не то что выкладывать на полки: мелкие, некалиброванные, неровные… Но обо всем по порядку.

Начнем, пожалуй, с жалоб производителей. Замдиректора Толочинского консервного завода Лариса Буканович недоумевает: почему в торговлю страны попадает только 12 процентов выращенных в садах предприятия яблок? И сразу же отвечает на свой вопрос:

— Нам сложно поставлять яблоки в торговые сети за пределами Витебской области. Там продолжают диктовать входные цены. Просят 40—50 копеек без НДС, мы готовы отпускать по рублю без НДС. В то же время на полках видим: лежат польские, немецкие, южноафриканские, чилийские яблоки по 3,28—5,99 рубля за килограмм. Разве мы не можем конкурировать с этими ценами даже с учетом всех надбавок? Про внешний вид наших яблок. У нас установлена голландская линия сортировки — мелкое яблоко не пройдет. Упаковываем мы его в короба. Уже в самих магазинах яблоки пересыпают или в деревянные контейнеры, или стеллажи для палетной выкладки. Как результат — фрукты бьются и очень быстро теряют товарный вид. Ведь наши яблоки ничем не обработаны. Их срок реализации — семь суток. В отличие от импортных, которые могут и год пролежать.

В прошлом году за ввезенные яблоки мы отдали больше 267 млн долларов.
Фото Виталия ГИЛЯ

Глава фермерского хозяйства «Боярский сад» Иван Яципович подтверждает:

— Вожу свои яблоки по санаториям и вижу: до сих пор там закупают польские прошлогодние.

Чья  логистика?


Еще одно нарекание — на то, что торговля не помогает «выращивать» своего покупателя. Мол, на ценнике редко указывают производителя и сорт. Отделываются отписками вроде «производство РБ», «яблоко зеленое или красное, урожай 2018 года». Впрочем, куда болезненнее производители реагируют на просьбу развезти за свой счет яблоки по магазинам. Например, по сотне килограммов по десяткам адресов. И все это за 60 копеек.

— А то и за 30. Мало выиграть тендер. Привозишь — говорят, давай еще 30 процентов сбросим, — продолжает Иван Янципович.

Скидку одни ретейлеры называют бонусом для себя, другие обуславливают потерями при продаже.

— В то же время россияне берут без скидок — у них почему-то нет претензий или опасений насчет качества наших яблок, — разводит руками глава фермерского хозяйства «Ветлов» Игорь Ветлов.

Ведущий специалист по закупкам сети «Виталюр» Николай Лазука попытался ответить на претензии:

— Практику развозов по магазинам придумали не мы — нас приучили местные перекупщики. Они сами забирают яблоки у производителей, привозят к нам, возвращаются за браком… Что касается цен, то польские фермеры продают яблоки у себя на месте за копейки — ниже, чем у нас. Маржу накручивают перекупщики, плюс логистика, растаможка… И все же цепочка налажена. В последнее время мы продаем примерно 96 тонн яблок в месяц, и только 12 процентов из них — белорусские. Предложите цену, красивый товар — я положу его на прилавок. Зачем мне туда класть плохое яблоко? Заработать хотят все.

Лариса Буканович тотчас же предложила скооперироваться, раз завод и сеть не могли встретиться два года. Будем надеяться, стороны услышали друг друга.

Россияне  берут  фурами


Еще один больной вопрос — отсрочка платежа. Фермеры не готовы ждать месяц-два, а то и по полгода, пока с ними рассчитаются. Тем временем россияне отдают деньги сразу же. Да еще и с ценой не спорят. Сейчас, например, берут у наших фермеров яблоки по 75 копеек за кило. Поздние сорта пойдут дороже — минимум по рублю. И главное — сами приезжают, грузят фурами.

Фото БЕЛТА

— Нам некогда отвлекаться — надо как можно быстрее завершить уборку, — поясняет глава крестьянско-фермерского хозяйства «Януш» Вадим Януш. — В нашем Молодечненском районе четыре фермерских садоводческих хозяйства соберут 4—5 тысяч тонн товарного яблока. Ставим задачу реализовать продукцию за пять месяцев. Это значит, надо продавать 200 тонн в неделю. В принципе, примерно так и выходит. За сентябрь продали 600 тонн, и только десятая часть ушла в наши магазины. Спасают россияне: везут в Норильск, Мурманск, Санкт-Петербург, Красноярск…

Ретейлеры подтверждают: спрос на яблоки сегодня заметно ниже, чем в прошлом году. Наверное, потому, что в садах у многих они буквально лежат под ногами.

— В прошлом году ежемесячно мы продавали 400 тонн яблок. Сейчас в среднем в неделю уходит лишь 5—6 тонн, — озвучивают цифры в одной из крупных сетей.

Слово за всю торговлю сказала исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталия Шаблинская:

— Мы должны с производителями повернуться лицом друг к другу. Негоже, когда Правительство и госорганы решают наши проблемы. Мы все занимаемся бизнесом, который должен приносить прибыль: одни выращивают, другие продают. Давайте объединяться и работать. И не надо воспринимать тендер как нечто страшное. Увы, сегодня сложно продавать — раз. Второе: почему вы не проинформировали сети заранее, хотя бы в мае — июне, об ожидаемом урожае? Мы бы выстроили цепочку взаимоотношений так, чтобы у нас не было больших обязательств перед инопартнерами. Чтобы не иметь штрафных санкций за невыборку товара… Давайте договариваться.

Замначальника главного управления растениеводства Минсельхозпрода Татьяна Карбанович утверждает: виды на урожай не секрет. Во-первых, сами руководители на местах способны сориентироваться. Во-вторых, после цветения ученые объезжают все хозяйства и делают оценку. В июне расклад уже известен. В то же время некоторые фермеры, чего греха таить, не спешат заключать договора с внутренним рынком, надеясь самостоятельно продать на экспорт побольше и подороже.

Не  упустить  бы  момент


Сбрасывать со счетов внутренний рынок не стоит, настаивает гендиректор ассоциации «БелСадПитомник» Анатолий Коренько. По его наблюдениям, восточные соседи активно создают агрокластеры — в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Белгороде, Липецке, где выращивается по 200—400 тысяч тонн яблок.

— Нам скоро туда вообще закроется путь. Поэтому надо уже сегодня отлаживать контакты между производителями и торговлей, которой, увы, проще сегодня завезти импорт. Думаю, без создания оптово-розничных плодоовощных центров по примеру российских или украинских вопрос поставок у нас не решить.

Первый замминистра антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович разделяет позицию Анатолия Коренько:

— Пока есть спрос на российском рынке, производители смотрят туда. Исчезнет спрос — станут здесь проситься. Но у сетей к тому времени будут проверенные связи, узнаваемый товар, а покупатель будет приучен к польскому яблоку.

Так что решение МАРТ вдвое увеличить ассортимент белорусских яблок в торговле весьма в тему. Соответствующее постановление намерены принять в ближайшее время. Правда, носить оно будет временный характер. Сети такому повороту дел не очень-то и обрадовались. Ведь, по сути, их подталкивают первыми идти навстречу. Но кто-то же должен начать диалог с чистого листа. Дело за обоюдным желанием договариваться. В конечном счете выиграть должен потребитель.

К СВЕДЕНИЮ

Белкоопсоюз уже закупил у населения 62,5 тысячи тонн яблок. Это в 1,3 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Закупочные цены на фрукты для промпереработки у населения составляют 4—7 копеек за килограмм, приемные цены перерабатывающих предприятий – 7—11 копеек за килограмм.

У населения и сельхозпроизводителей кооператоры закупили 3,7 тысячи тонн яблок для дальнейшей продажи в торговле и на рынках. Цены на сортовые фрукты – 30—70 копеек за килограмм. В стоимости учтены конъюнктура рынка, высокий урожай, затраты по заготовке, логистике и продаже.

НА  ЗАМЕТКУ

С конца августа МАРТ и исполкомы следят за наличием яблок в магазинах. За все время уже обследовали около девятисот магазинов. Сперва примерно 40 процентов из них не обеспечивали требуемый ассортимент наших яблок. Причем в четверти случаев их не было в сетях. В начале сентября число таких случаев снизилось до 7 процентов. А в последнюю неделю месяца специалисты заглянули в 72 магазина, и только в двух из них, в регионах, были проблемы с яблоками.

Выжать все соки из урожая


Переработчики готовы нарастить мощности – был бы сбыт

Нынешняя ситуация с яблоками не сюрприз для всех. Если внимательно изучить статистику, можно увидеть, что примерно такой же урожай был в 2010-м. Чуть-чуть меньше – в 2012, 2014 и 2016-м. Проблема высокой урожайности яблок по четным годам возникла не вчера, а еще лет 10—15 назад. Времени немало, чтобы ее решить. Например, через создание соответствующих перерабатывающих мощностей.

На каждые 5 литров сока надо 8 кило яблок.
ото Александра КУШНЕРА

«Уже сделали», — отвечают в УП «Стародорожский плодоовощной завод». Предприятие пережило модернизацию и полную реконструкцию, расширило линейку продукции, разработало собственный бренд. Но, по словам начальника отдела сбыта Анатолия Дубовки, большая часть товара уходит на экспорт:

— Березовые соки идут в основном в страны Евросоюза. Лишь пятая часть остается у нас. По вареньевой группе 60—70 процентов отгружаем в Россию. На своем рынке работать тяжело. Даже при наших демократичных ценах во многих сетях отдают предпочтение литовским сокам. Например, по морковной группе мы выигрываем по стоимости почти в 1,5 раза. Но нашего стоит всего пару бутылок, а импортного – целая полка. Мы готовы увеличить производство под нынешний урожай яблок, мощности позволяют – был бы сбыт и честная конкуренция. Только одна крупная сеть без проблем подписывает с нами договора.

О ней же положительно отозвалась и замдиректора Толочинского консервного завода Лариса Буканович. С другими представителями крупного ретейла договориться сложнее:

— В оборудование вложены инновационные деньги, а результат? Мы выпускаем десять наименований сока, два из них делаем по заявке торговых сетей из нашего сырья. Везде сок прямого отжима, без сахара. Но переговоры с торговлей идут сложно. Если и берут, то небольшие объемы.

А ведь есть еще проблемы с расчетами, дополняет коллегу глава фермерского хозяйства «Ольшаны» Иван Гриб:

— В этом году планирую тонн 300 сока надавить – пусть люди попробуют натурального. Храниться он, прямого отжима, пастеризованный, без добавления воды и сахара, может год – в минской лаборатории подтвердили. Пятилитровую упаковку отдаем по 6 рублей, трехлитровую – по 4,5 рубля. Это недорого. Посудите сами: на каждые пять литров сока надо восемь кило яблок. Плюс пакет с краником стоит 1,2 рубля, еще рубль стоит коробка. Добавим сюда затраты на электроэнергию, зарплату людям…

Продать или сохранить?


Почему закладка яблок в стабфонды не выросла на фоне большого урожая

Несмотря на большой урожай яблок, закладка фруктов в стабфонды практически не увеличилась. По крайней мере, для нужд минчан. В УП «Партизанское» планируют заложить в камеры 4 тысячи тонн яблок. Четверть этого объема уже в хранилищах. Плоды будут принимать на хранение до 15 ноября.

Весной яблоко обычно идет лучше, по цене выходит дороже, но планы могут сорвать импортные конкуренты. 
Фото Александра КУШНЕРА

Начальник отдела сельского хозяйства и продовольствия ГУПР Мингорисполкома Алла Сергеева объясняет, почему не припрячут больше яблок для города в урожайный год:

— Магазины приобретают фрукты не только у нас, но также заключают прямые договора непосредственно с сельхозпроизводителями. К тому же много яблок традиционно продается на сезонных ярмарках, на рынках. Так что запланированных четырех тысяч тонн вполне достаточно, чтобы закрыть потребности населения зимой и весной. Все сорта поздние, лежкоспособные: «лига», «айдаред», «джонатан», «глостер» и другие.

Основные и постоянные поставщики – со Столинщины. Например, фермерское хозяйство «Ольшаны» намерено отправить в Минск тысячу тонн. Впервые везти будут своим транспортом. Сошлись на цене 65 копеек за килограмм.

— Пожалуй, иначе чем через «Партизанское» в столичные магазины мы и не попадаем: напрямую сложно договориться, — рассказывает руководитель фермерского хозяйства «Ольшаны» Иван Гриб. – Я сейчас за ценой не стою: такой урожай сильный – семь тысяч тонн. Лишь бы продать. В Россию каждый день отгружаю по две-три фуры – 40—60 тонн. Соседи берут по 65—80 копеек, в зависимости от сорта. Причем все складываем в коробки с фирменными этикетками, формируем из них палеты.

Интересуюсь: может, спрятать часть урожая в хранилище и весной дороже продать? Тем более что, по словам некоторых участников рынка, ценник между сентябрем и февралем — апрелем вырастает до 50 процентов. Этого хватает, чтобы и отбить затраты, и получить прибыль.

— На весну мы уже заложили 2,5 тысячи тонн зимних сортов, — комментирует Иван Гриб. — Место есть еще на столько же, посмотрим. Иногда хранишь, а после нового года Польша настолько заваливает рынок своей продукцией… Есть определенные риски. В этом году у поляков тоже хороший урожай. Да, в марте — апреле яблоко лучше идет, дороже. Но можно не угадать, и тогда разница между тем, что заработаю сегодня, и тем, что получу весной, будет небольшая. Теряется экономический смысл хранения. Так что стараюсь до нового года основной объем урожая реализовать.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter