В регионах Беларуси проходят праздники урожая. Похожие традиции сохранились во многих странах

Плоды благодарности

Культура Беларуси неразрывно связана с землей и земледелием. Караваи с хлебом можно увидеть едва ли не на каждом знаковом торжестве. «Дажынкі» — в этом ряду. Хлеб для белорусов — это символ Отечества, семьи, дома.

А караван идет

В каждом районе либо уже чествуют, либо еще будут чествовать своих аграриев. Для них накрываются столы, устраиваются концерты. Когда закрома наполнены, то хорошо отдохнуть, как говорится, не грех. «Дажынкі» давно стали частью нашей культуры. Почему же в некоторых оппозиционных кругах благодарности труженикам села, праздничные мероприятия, ярмарки народных умельцев становятся поводом для глупой иронии и даже злословия? Особо активные «аналитики» это называют «агротрешем». Неудивительно, ведь все, что связано с корнем «агро», вызывает у этих «экспертов» странные и неадекватные эмоции. 

Но кто бы что ни говорил, а наш агросектор, включая агрогородки и агротуризм, из года в год уверенно повышает свой рейтинг не только среди белорусов, но и наших гостей, а также стран — импортеров нашей сельскохозяйственной продукции. И в этом большая заслуга Президента, который огромное внимание уделяет развитию сельской местности, потому что деревня — это кормилец.

Давайте начистоту: тем, кому современная белорусская государственность не по душе, остается только бессильно злословить, ведь страна становится все сильнее, окончательно сводя тем самым пути реализации антинародных планов на нет. 

У кого бревна в глазах

Периодически «достается» и нашим «Дажынкам». Причем копья летят преимущественно от ближайших соседей, например из Польши. Тамошние князьки и наши перебежчики обеспокоены: мол, не так мы хозяйничаем на земле, не так празднуем. Короче, все не так. Понятное дело: уровень ненависти зашкалил крепко. Но вот незадача: в этой оголтелой неприязни и государственные польские мужи, и наши беглые, видимо, забыли, что в Польше осенью проходит традиционный праздник урожая… И это — тоже «Дажынкі»! 

Не будем голословными: год назад Polskie Radio на весь мир сообщило, что 5 сентября в польском городке Ченстохове собрались тысячи аграриев, чтобы поучаствовать в торжественном богослужении в честь польского праздника урожая «Дажынкі». В мероприятии также принял участие президент Польши Анджей Дуда. В своем выступлении перед аграриями он отметил, что забота о развитии польского сельского хозяйства и благосостоянии жителей села является одним из приоритетов государственной политики. А что на наших «змагаров» транслирует Варшава? Или это другое?

А на днях в Краковском повете, как принято и в Беларуси, наградили лучших местных аграриев — им вручили дипломы и подарки. Не обошлось и без праздничного концерта с участием народных коллективов. Палатки с угощениями, чиновники, гости, ударники труда, грамоты от власти… Что особенно интересно, ни одно так называемое независимое СМИ не назвало это «агротрешем». Как же так, панове? Где принципиальность и отвага? Или на тех, кто бросает подачки, даже голос подать боязно?

Лепешки для богини Луны

Кстати, осенью многие страны традиционно отмечают свои праздники урожая. Например, Франция знаменита «Божоле нуво», торжеством, посвященным молодому вину. В Германии есть Erntedankfest, когда немцы выражают благодарность Богу за хороший урожай хлеба. В Китае это праздник «лунных лепешек», выпекаемых для богини Луны и себя. Время его проведения совпадает с окончанием уборочных работ. Даже День благодарения в США — это праздник обильного урожая, зародившийся в начале XVII века в одном из первых английских поселений. В США он празднуется в четвертый четверг ноября, в Канаде — во второй вторник октября.

«Дажынкі» — это традиция, идущая из глубины веков. Несмотря на интернациональный характер ее идеи, белорусский вариант «Дажынак» все же отличается от остальных. Праздник по кругу проходит по областям, оставляя после себя обновленные райцентры, поселки и деревни. На этом примере возрождаются и другие города и села. Что же в этом, как говорил Президент Александр Лукашенко, плохого и архаичного? Более того, это часть того курса, который был взят в сельскохозяйственной сфере на заре белорусской государственности. А он верный, потому что результат — правильный.

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter