Плодотворная дебютная идея

В Доме кино недавно прошел показ киноальманаха работ молодых белорусских кинематографистов “Незалежны позірк”. Кое-что видел раньше, но на показ все-таки забрел
В Доме кино недавно прошел показ киноальманаха работ молодых белорусских кинематографистов “Незалежны позірк”. Кое-что видел раньше, но на показ все-таки забрел. Верю, появятся у нас новые Рубинчики и Пташуки. 

И тогда гордо смогу сказать: “Я ведь его во-от таким помню! И помню его дебютную картину. И уже тогда сказал, что этот мальчик/девочка далеко пойдет!”.

А может, наймусь юному дарованию в биографы, как сделала когда-то киновед Ольга Суркова и фиксировала буквально все, что было связано с жизнью и творчеством Андрея Тарковского. Каждое письмо, бумажку, ресторанный счет, сцены выяснения отношений режиссера с супругой Ларисой. Потом выпустила скандальную книженцию “Андрей Тарковский и я. Дневник пионерки”. Давно не читал таких гадких воспоминаний. А потом и продала весь свой методично собранный архив за 2,1 миллиона баксов музею Тарковского в Юрьевцо на аукционе “Сотбис”. Вот и все думаю: кому бы это так удачно сесть на хвост?

Надо бы присмотреться, но, увы, кандидатур пока не вижу. И альманах “Незалежны позірк” ни в чем меня не убедил. Честное слово, иногда кажется, что шершавый язык советских киножурналов, которые демонстрировались перед началом сеансов в кинотеатрах, был как-то поживее, чем некоторые работы наших молодых режиссеров. 

Откуда столько штампов? Зашоренности? Неумения работать с актерами? И стоит ли выносить эти опыты на публику — вот вопрос. Стоит ли ими так кичиться? Сколько немой ерунды наснимал в начале своей карьеры Альфред Хичкок, прежде чем у него стало выходить что-то путное...

Фильмы альманаха “Ближе, чем ты думаешь”, “Счетчик счастья”, “Одной крови” и другие изо всех сил пытаются выглядеть современными, амбициозными работами. Но легкости высказывания, цельности замысла в них все же недостаточно. На этом фоне однозначным шедевром выглядит некогда показанный проект Андрея Кудиненко и его единомышленников — “Хронотопь”, к сожалению, не получивший никаких наград национального конкурса на Минском международном кинофестивале “Лістапад”. 

Думаю вот о чем. Когда Остап Бендер устраивал сеанс одновременной игры в Васюках, знакомство с “любителями острых шахматных ощущений” он начинал с лекции “Плодотворная дебютная идея”. “Что такое, товарищи, дебют? И что такое идея?” — вопрошал пройдоха и авантюрист. Так вот с “продуктивными дебютными идеями” у молодых белорусских кинематографистов, увы, совсем беда.

Валентин Пепеляев

pepel@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter