На этой и следующей неделях евреи празднуют Суккот, или Праздник кущей (шалашей)

Плод красивого дерева

На этой и следующей неделях евреи празднуют Суккот, или Праздник кущей (шалашей)
На этой и следующей неделях евреи празднуют Суккот, или Праздник кущей (шалашей). Это восьмидневный библейский праздник, начавшийся в нынешнем году вечером, 16 октября (15 тишрей), в память о кущах, в которых на протяжении сорока лет жили после выхода из египетского рабства израильтяне.

Праздник богат на традиции и обычаи, в числе которых, например, строительство шалаша-сукки, где нам заповедано принимать пищу, и благословение четырех растений (на иврите — “арба’аминим”): этрога, мирты, пальмовой ветви и ивы. Указание на это мы читаем в книге Левит (глава 23), а правила, как это нужно делать, находим на нескольких страницах Талмуда.

С особым трепетом евреи относятся к выбору этрога (цитрона) — цитрусового плода. Это растение семейства рутовых имеет самые крупные плоды — широкие в основании и сужающиеся кверху. Длина плода — от 12 до 40 см, а его диаметр порой достигает 28 см. Он желтого, иногда оранжевого цвета, с очень толстой кожурой. На основании плода должен оставаться черенок (“окец”) веточки, на которой он висел на дереве.

Увы, Тора не дает конкретных указаний именно на этрог, когда заповедует взять плод красивого (великолепного) дерева (на иврите — “при эцхадар”). Это дало повод одним исследователям считать, что евреи стали использовать этрог не ранее VI века до нашей эры, так как родиной этрога является Индия, и евреи могли не знать об этом плоде раньше. Другие же исследователи утверждают, что этрог был известен и в Египте, и евреи уже выращивали и использовали его в период царя Соломона, а это уже X век до нашей эры.

Еще до исследователей Талмуд дает свое объяснение “эцхадар” — дереву красивому. В трактате, говорящем о празднике Суккот (трактат 35а), дается объяснение, что “эцхадар” можно также прочесть как “эцхиддур” — дерево, нуждающееся в воде. А чтобы выросли сочные и красивые плоды этрога, действительно нужно благословение Всевышнего на дожди в Израиле. Талмуд (трактат Шаббат 109) также рассуждает и о вкусе этрога, который может быть и кислым, и слегка сладким. Немаловажно, что долгий период в истории его экстракт использовался и как благовоние, и как противоядие от змеиного яда, а кожуру плодов — как средство от дизентерии. Однако лишь в ХХ веке основным поставщиком этрогов стал Израиль. А в Средние века лучшие плоды этрога предпочитали привозить с островов между Италией и Грецией.

Еще один сборник Мидраш Ваикра Раба (стр. 40) уподобляет этрог ученому и праведнику: как в плодах этрога есть и вкус, и запах, так и у праведника есть и знания Торы, и добрые дела. Сам этрог может быть найден на дереве в любой сезон. Так и подлинный мудрец и праведник должен научиться принимать волю Творца и в радости, и в горе.

Этрог — символ праведника, принимающего и радость, и горе в этом мире, несущий и знания, и добрые дела, плод, сравнимый с сердцем человека. Это и красивый плод, и нужное лекарство, и заповедь, и символ. И все же среди прочих видов растений, используемых на праздник Суккот, он самый маленький по размеру. И в нашем мире людей, подобных этрогу, также немного. Однако благодаря Всевышнему они есть и они рядом, как и сам Творец, создавший не только плоды красивого дерева, но и многие плоды, поддерживающие нашу жизнь, веру и стремление к лучшему.

Раввин Григорий Абрамович
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter