Ох, как не хватало этих машин в тогдашнем скудном автотракторном парке хозяйства!

Плиз, ленд-лиз и спасибо за победу

Ох, как не хватало этих машин в тогдашнем скудном автотракторном парке хозяйства!
В  нашем колхозе под Борисовом еще в пятидесятые годы прошлого столетия исправно трудились “студебеккер” и “форд”, но потом они неожиданно исчезли. Ох, как не хватало этих машин в тогдашнем  скудном автотракторном парке хозяйства!



Для своего времени весьма мощные, довольно красивой формы американские автомобили и даже комфортабельные по военным меркам очень полюбились фронтовым шоферам за безотказность, простоту в техобслуживании. Три ведущих моста “студебеккера” позволяли машине преодолевать любое бездорожье. Недаром на ее шасси монтировались реактивные установки гвардейских минометов, знаменитых “катюш”.

Всего в годы войны в СССР было поставлено 430 тысяч грузовых “студебеккеров”, “фордов” и других марок в соответствии со знаменитым законом о ленд-лизе, принятом конгрессом США 74 года назад. В июне 1942 года в Вашингтоне было подписано соглашение, по которому действие его распространялось и на Советский Союз (изначально для Великобритании и Франции). 

Ленд-лиз в переводе с английского “сдавать в наем, брать в аренду”. Это значит: попользовался — верни обратно. В данном случае то, что осталось неуничтоженным в ходе боевых действий. Ветераны наверняка помнят, как в морские порты победившей страны потянулись колонны автомашин, всякой прочей техники иностранного производства.  Ее поджидали корабли под звезднополосатым флагом с мощными прессами на борту. Они легко превращали доставленное добро в металлолом, который исчезал в необъятных трюмах сухогрузов.

Раз за разом в канун Дня Победы, особенно ее круглых дат, разгораются споры о вкладе союзников в разгром фашизма. То, что за океаном уже давно безоговорочно уверены в праве на свою исключительную роль во Второй мировой войне, к  сожалению, уже никого не удивляет. 

Однако насколько значим был чисто материальный вклад наших союзников в священное дело уничтожения злейшего врага человечества — германского фашизма? Поставляли или нет нам  военные технику, амуницию, материалы, а также продовольствие американцы и англичане в долг, дискутируется до сих пор. В пользу того, что “благотворительность” все же оплачивалась валютой, тверже которой не бывает, то есть золотом и платиной, говорит тот факт, что регулярно, раз в месяц, в Магадан заходили американские суда за очередной “порцией” желтых слитков с надписью на каждом “СССР”. Некоторые корабли, к сожалению, не доходили к местам назначения, немцам удавалось торпедировать их, пускать на дно с бесценным грузом. Такая участь постигла, скажем, английский крейсер “Эдинбург” с несколькими тоннами советского золота на борту. Его удалось поднять только в конце прошлого века. Недавно обнаружен на дне Атлантики американский корабль с 35 тоннами советской платины в трюмах, по сегодняшнему курсу это 3 миллиарда долларов!

Всего в ценах 1946 года США прислали в СССР товаров по ленд-лизу на 13 с лишним миллиардов долларов, Великобритания — на 430 миллионов фунтов стерлингов. В первую очередь тех, что покрывали существующий в Советском Союзе дефицит. Так, 300 советских кораблей были оборудованы английскими гидролокаторами и американскими бомбометами — подобной техники для борьбы с немецкими субмаринами у нас тогда не было. Не было и промышленного производства радиолокаторов, поэтому запросили 1803 комплекса из Англии. 

Остро нуждалась Красная Армия в средствах связи. Ведь буквально на единицах танков и самолетов устанавливались радиостанции, и те далеко не отвечали требованиям военного времени. Благодаря союзникам удалось восполнить этот пробел в оснащении войск, что позволило  значительно улучшить их управляемость. Ленд-лизовскими радиостанциями оснастили 150 дивизий, все бронетанковые и воздушные армии. 

В фильмах о войне часто встречаются эпизоды, когда Сталин говорит по прямому проводу с Жуковым, командующими фронтами и армиями. Бесперебойную связь обеспечивала высокочастотная аппаратура (ВЧ), две сотни станций которой были доставлены из-за океана.

Cоветские танкисты и летчики, артиллеристы и мотострелки могли непосредственно в бою оценить возможности и качество импортного оружия. После катастрофы наших ВВС в 1941 году особенно нуждались они в истребителях и бомбардировщиках, транспортниках. “Эйракобры”, “Бостоны” достойно дрались с фашистскими стервятниками. Авиадивизия прославленного аса Александра Покрышкина была укомплектована в основном “кобрами”. Всего их поставлено 4952 штуки. 

Да и советские “яки”, “петляковы”, “лавочкины” быстрее становились на крыло благодаря “летающему металлу” — алюминию, 170 тысяч тонн которого прислала Америка. Прибавьте сюда порох, взрывчатку, шины, авиационный бензин, различные материалы, сырье.

По импорту прибыл 1981 паровоз (своих было изготовлено только 92), перегнали и переправили 13 875 истребителей, 3633 бомбардировщика, 12 755 танков и САУ, 7172 бронетранспортера (своих вообще не производили), 50 000 джипов, 8218 зенитных орудий и др. 

Особо следует сказать о поставках продовольствия, ведь немцы захватили территорию, на которой в советской стране производилось 40 процентов зерна. Знаменитая американская свиная тушенка, прозванная остряками “вторым фронтом”, яичный порошок, опять же нареченный “рузвельтовыми яйцами”, галеты, мука, сухое молоко, сало, сливочное масло, шоколад. Специально для СССР в США освоили выпуск консервированного борща в банках и в сухом виде. Совсем нелишними были и 9 тысяч тонн семян различных культур, переброшенные морем для посевной кампании 1942 года. Всего же Советский Союз получил 5 миллионов тонн продовольствия. Его было достаточно, чтобы в течение четырех  лет кормить десятимиллионную армию. 

В приказе Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина по случаю праздника Первое Мая 1944 года, когда Красная Армия громила захватчиков по всем направлениям,  отмечалось: “Этим успехам в значительной мере содействовали наши великие союзники, Соединенные Штаты Америки и Великобритания, которые держат фронт в Италии против немцев и отвлекают от нас значительную часть немецких войск, снабжают нас весьма ценным стратегическим сырьем и вооружением, подвергают систематической бомбардировке военные объекты Германии и подрывают, таким образом, военную мощь последней”. 

А вот авторитетное мнение генерала армии, президента Академии военных наук, доктора военных и исторических наук Махмуда Гареева:

— Американцы оказали нам солидную помощь, которая была очень нужна нашей стране в первые, самые трудные годы Великой Отечественной войны. Вместе с тем нельзя преувеличивать объемы этих поставок, как это часто делается в зарубежной печати. 

Никто и не сбрасывал со счетов Победы помощь союзников, хотя оценивалась она по-разному. Маршал Советского Союза Георгий Жуков, к примеру, утверждал, что доля поставок по ленд-лизу составляла 4 процента и “говорить о решающей роли их не приходится”. Бывший нарком внешней торговли Анастас Микоян подсчитал, что без помощи США война затянулась бы еще года на полтора. Но в Победе Советского Союза и без помощи союзников никто не сомневался. 

Из техники для Красной Армии больше всего пригодились автомобили. Это позволило после 1943 года поставить всю артиллерию на механическую тягу, благодаря чему мы с успехом совершили ряд стратегически важных операций. Но любая, даже самая совершенная техника и оружие остаются лишь грудой металла без мужества и самоотверженности людей. А с  этим  у советского народа было все в порядке.

Конечно, помощь от США нужна была Советскому Союзу, и за это американцам спасибо. Но и они не должны забывать говорить спасибо и нам за Победу. Пока мы долгие годы сражались с врагом один на один, несли огромные людские и экономические потери,  та же Америка могла спокойно жить, работать и богатеть. 

Николай ШЛОМА 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter