Вор, вымогатель, драчун и мошенник собрались в одну банду

Пленник в кладовке

После развала СССР криминальный мир пользовался возникшим частично правовым вакуумом. Рэкетиры почти открыто ездили на отобранных у коммерсантов автомобилях, гуляли в ресторанах на деньги, полученные от предпринимателей в качестве дани. Запуганные жертвы не всегда сразу обращались в милицию. Но в итоге именно люди в погонах становились их надежной защитой.

Коллаж Ольги Александровой

К Кроту шел Аферист

Дело, которое вел с апреля 1998 года Валерий Красовский, в то время старший следователь УБОП по Могилевской области, а сейчас майор милиции в отставке, начиналось довольно банально.

Поступила информация, что житель Могилева по кличке Крот в арендованной квартире хранит маковую соломку, там же готовит и употребляет наркотики. Проверять информацию оперативники пошли рано утром, рассчитывая на внезапность. Людям в погонах повезло: зайдя в подъезд, они заметили, что в квартиру к Кроту пытается попасть довольно известная в местных криминальных кругах личность — Саня Аферист. Вместе с ним и зашли.

Помимо оперативников, вместе с хозяином и Саней в квартире оказалось четыре человека. В том числе Павлик — главарь небольшой бандитской группировки. Кстати, Павлик — вовсе не имя, а производное от фамилии. С 1994 года этого человека разыскивали за совершенное им ранее преступление: выбросил с третьего этажа предпринимателя, отказавшегося платить дань. Человек выжил, но сильно пострадал. Двоих подельников негодяя задержали и осудили сразу, а Павлику тогда удалось скрыться. Так что «улов» у оперативников с самого начала оказался знатным!

Информация о наркотиках также подтвердилась. В квартире изъяли 20 кг маковой соломки, посуду для приготовления зелья, довольно внушительное количество готового к употреблению ацетилированного опия. Причем употреблял наркотики из всех четверых только Крот. Павлик был вынужден общаться с наркоманом, потому что жил в снятой им квартире. Все остальные «явки» беглеца в городе были давно засвечены, там его в любой момент могли взять люди в погонах.

Уже собравшись уходить, уводя задержанных, оперативники вдруг услышали слабый стон из кладовки. Открыли и увидели там до смерти напуганного человека с кляпом во рту и связанными руками. Предприниматель Николай был настолько морально сломлен, что поначалу не отвечал ни на один вопрос, только к вечеру его удалось разговорить.

Выяснилось, что бизнесменом он был по тем временам весьма успешным. Незадолго до случившегося приобрел автомобиль за 13 тысяч долларов. С продавцом уже рассчитался, правда, документы на машину тот еще не отдал. А когда Николай подъехал на новой машине к своему дому, там его уже ждала «бригада» Павлика.

Бизнесмена заставили копать себе могилу

Не успел автовладелец вый­ти из салона, как бандиты предъявили ему претензии: дескать, работаешь, имеешь деньги, а за крышу не платишь. Потребовали три тысячи долларов, дали на раздумья две недели. А чтобы бедолага гарантированно выполнил свои обязательства, автомобиль забрали.

Позже наблюдавшие эту сцену соседи посоветовали потерпевшему срочно обращаться в милицию, но тот почему-то побоялся, понадеялся, что конфликт разрешится сам собой.

Вскоре оказалось, что подручные Павлика не больно-то своего главаря чтили. За его спиной Саня Аферист заявился к Николаю повторно и сказал бизнесмену, что поможет «решить вопрос» не за три, а за две тысячи долларов. Требуемую сумму предприниматель своему визитеру отдал сразу, однако еще через неделю к нему опять заявилась банда в первом составе. Правда, на другом автомобиле, не на том, что забрали у Николая. Павлик ведь понятия не имел, что Аферист уже забрал деньги и положил в свой карман.

Николая запихнули в багажник, долго куда-то везли, молодому человеку показалось, что отъехали далеко от города. Потом ему вручили лопату, велели копать яму, пообещав в ней и закопать. Бизнесмен со слезами на глазах умолял сохранить ему жизнь, уверял, что уже рассчитался с Аферистом. Ни у бандитов, ни у бизнесмена мобильных телефонов не было, позвонить Аферисту и все выяснить было невозможно.

Яму вырыли подручные Павлика, но убивать предпринимателя все же не стали: привезли в багажнике назад в город, связали, запихнули в кладовку. К счастью, оттуда его освободила милиция.

Как ни странно, Аферист гнева Павлика за присвоенные деньги совсем не опасался. Во всяком случае, от дружков не скрывался и спокойно звонил утром в дверь квартиры, где обитал главарь. Впрочем, может, ему там забили стрелку, чтобы выяснить отношения?

Непризнание не освобождает от наказания

В ходе следствия выяснилось, что автомобиль Николаю отдавать никто не собирался даже после получения денег. Нашлась машина в одном из райцентров, жителю которого бандиты решили перепродать ее за пять тысяч долларов. Правда, не получив документы на автомобиль, новый покупатель рассчитываться с «продавцами» категорически отказался, его еле раскрутили на аванс в 500 долларов. Как оказалось, интуиция не подвела потенциального покупателя. Автомобиль нашли сотрудники милиции и вернули предпринимателю Николаю.

Подельники Павлика не стали отрицать очевидного: рассказали, как все было, свою вину признали. Главарь группировки занял другую позицию — никого «не узнавал» на очных ставках. Зато строил из себя очень крутого, называл имена самых известных авторитетов, утверждая, что они для него никто. Он производил впечатление крайне неуравновешенного человека, хотя экспертиза не обнаружила у него психических отклонений. Он явно отдавал отчет своим действиям.

Непризнание вины, странное поведение не спасли главаря группировки: троих ее участников, включая Павлика, приговорили к семи годам лишения свободы каждого. Повезло только Аферисту, которого осудили всего на год: рэкетом он не занимался, был виноват лишь в мошенничестве. К тому же до начала суда сумел полностью рассчитаться с потерпевшим.

Через несколько лет Валерий Красовский попробовал проследить дальнейшую судьбу Павлика. Но, отбыв наказание, тот сразу куда-то исчез, наверное, уехал из Могилева. Ничего с тех пор не было слышно и о его подельниках.

Михаил Воронков, бывший начальник УБОП по Могилевской области, полковник милиции в отставке:

— В те годы очень многие потерпевшие боялись к нам обращаться, настолько были запуганы рэкетирами. И нередко многие серьезные преступления, как и в случае, описанном выше, мы раскрывали, проверяя другую оперативную информацию. С каждым годом доверие к нам со стороны населения крепло. Предприниматели убедились, что не настолько сильны преступные группировки, какими хотели казаться окружающим, что на каждую из них люди в погонах смогут найти управу.

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter