Источник: Союзное вече
Союзное вече

В Деловом и культурном комплексе Посольства Беларуси в России открылась выставка художников из Санкт-Петербурга.

Пленэр на французский манер

Бекетова Н. К. Ходулы. Дом  В. А. Заренкова.  2016 г. Холст, масло

С мольбертом от Витебска до Минска 

Участники проекта «Мир глазами художников» в шутку называют себя последователями импрессионистов. Тех самых французов, которые почти двести лет назад совершили прорыв в живописи и первыми стали писать en plein air – то есть на свежем воздухе. Петербургские художники тоже предпочитают работать «в поле»: дважды в год колесят с мольбертом по городам и весям. Прошлым летом добрались наконец до Беларуси. Общими усилиями за шестнадцать дней создали около восьмидесяти полотен. Их и привезли на выставку в Москву. 

– Автор этого масштабного проекта – петербуржец, основатель фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков. Меценат – наш земляк, родился и вырос в деревне Ходулы Витебской области. Этот край очень богат талантами в разных сферах: от искусства до бизнеса, – сказал на открытии выставки советник-посланник Посольства Беларуси в России Юрий Ярошевич – Есть замечательная цитата художника Эжена Будена, учителя Клода Моне: «Все написанное на месте обладает силой, правдивостью и живостью мазка, чего нельзя добиться в стенах мастерской». Прогулявшись по экспозиции, я ощутил эту правдивость. На всех картинах – настоящая Беларусь. 

Участники проекта «Мир глазами художников» – люди искушенные. За последние пять лет побывали в нескольких столицах мирового искусства – в Риме, Флоренции, Париже, Мадриде. Беларусь – двенадцатая страна на карте путешественников. 

– Самый теплый, самый радушный прием ждал нас именно в Беларуси: и со стороны власти, и со стороны обычных жителей. Все были готовы помочь в любую минуту. Удалось по­сетить Витебск, Толочин, Оршу и Минск, – рассказала «СВ» директор фонда «Созидающий мир» Наталия Берзина. 

Выставка в Деловом и культурном комплексе будет работать до 22 мая. Через месяц художники снова собираются в путь. На этот раз будут осваивать северные маршруты – Данию и Сибирь. 

Доярка и петух 

На картинах  участницы проекта Аллы Прозоровой не встретишь знакомых старых улочек Витебска или замков Минской области. Реализму художница предпочитает эксперименты в духе Гончаровой, Пикассо и самого знаменитого в мире белоруса Шагала:
Прозорова А. Б. Баба с коровой (по Беларуси). 2016 г. Холст, акрил.
 
– Мои дедушка и бабушка жили недалеко от Беларуси – в Брянской области. Оттуда рукой подать до Гомеля, поэтому мы часто путешествовали. Когда спустя столько лет оказалась в Беларуси, сразу возникли детские воспоминания. ­Петушок на одной из картин – тот самый, будивший меня по утрам, а доярка – моя бабушка, в обед всегда наливавшая мне стакан парного молока.

Всё здесь кажется знакомым

Участники проекта ехали в Беларусь в буквальном смысле как к себе домой: почти у всех живописцев с нашей страной многое связано.   

– Для меня это вторая родина: дед по материнской линии был белорусом, – говорит ­художник Евгений Антипов. – Во время нашей поездки звонил маме, пытаясь выяснить, где жили наши предки. Уже и не вспомню, как называется городок. Да и какая разница? Мне все здесь кажется знакомым. 

Больше всего художника впечатлила усадьба Ильи Репина «Здравнево» под Витебском:

– Художники часто недолюбливают власть. Но у Репина с Александром III были особые отношения. Эту усадьбу, 120 гектаров, художник смог купить, после того как царь приобрел его ­картину «Запорожцы пишут ­письмо турецкому султану». Оставшихся денег Репину хватило еще на одно поместье – под Петербургом и на дом в городе на Неве. 
Багдасарян А. В. Здравнево. 2016 г.  Холст, масло.

Целую серию работ Антипов посвятил Минску. Одна из самых не­обычных написана в Верхнем городе. Справа на полотне – очертания ратуши, где-то вдалеке течет Свислочь, а в небе над городом вырисовывается лик Божией Матери. 

– Мы жили вдалеке от Верхнего города. Но мне так понравилось это место, что каждое утро приходил сюда с этюдником. Горожан на улицах было мало, не покидало ощущение умиротворения, спокойствия. Словно город охраняет невидимая сила. Так и возникла аллюзия на Божию Матерь, – объясняет Антипов. 

У одной из самых юных участниц проекта – Натальи Бекетовой – тоже  есть белорусские корни. Ее родственники – из Витебской области. Но сама художница в родных краях побывала впервые: 

– Честно признаться, о Беларуси у меня были скудные представления: бескрайние поля с картошкой, православные монастыри… В действительности все оказалось совсем не так. На каждом шагу – барокко. Даже провинциальные городки больше похожи на европейские, нежели на наши, российские. Много работала, но и отдохнуть успела. Картошки наелась на год вперед – каждый день уплетала драники!

 КАК ПОПАСТЬ НА ВЫСТАВКУ 

Деловой и культурный комплекс Посольства Беларуси в России находится в Москве по адресу: ул. Маросейка, 17/6, стр. 3.

Чтобы попасть на выставку, нужно записаться по телефону: +7(495) 621-15-32. Не забудьте взять с собой паспорт.

 ПРИГЛАШАЕМ 

28 июня 2017 года в Большом театре оперы и балета Беларуси пройдет премьера хореографической постановки «Орр и Ора». Автор идеи и либретто – Вячеслав Заренков. Композитор – Михаил Крылов. Невероятная на первый взгляд история любви, основанная на реальных событиях. Орр и Ора – пара орлов, чья любовь оказалась способной не только пережить долгую разлуку, но и помочь двум влюбленным преодолеть невзгоды и вновь обрести потерянное счастье.

Ирина Мустафина 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter