К чему готовиться владельцам маломерных судов

Плавсредство в разрезе

Два года не снижается градус обмена мнениями между владельцами лодок и Государственной инспекцией по маломерным судам. Ситуация, скажем так, неочевидная. Техническое освидетельствование плавсредств у нас уже работало. Однако лет 10 назад его благополучно отменили. И тут беда. В 2013 году на озере Белое в Житковичском районе, катаясь на моторке, погибли пять человек. После этого ТО снова вернули. Но не исключено, что новая страница в этой истории начнет переворачиваться уже в мае, когда стартует обсуждение изменений и дополнений в соответствующий техрегламент на уровне Евразийского экономического союза. 


Главная интрига — будут ли правила одинаковыми для всех стран. Кто на кого должен равняться? И насколько растянется процедура обсуждений и согласований? Сегодня здесь та еще чехарда, ведь каждый придерживается своих правил. Например, у нас техническое освидетельствование проходят все маломерные суда, кроме гребных лодок, байдарок и надувных лодок, грузоподъемность которых не более 225 килограммов. А в России суда весом до 200 килограммов вообще не регистрируют, да и все чаще у наших соседей звучат предложения и вовсе отменить ТО. Тут ведь любопытный момент: в окружающих нас странах принято полагаться на добросовестность судовладельцев, которые обязаны контролировать состояние своего плавсредства. Неужели у нас нужно с кнутом стоять, чтобы хозяин лодки лишний раз проверил, все ли работает? Или возьмем права на управление: белорусам такой документ нужен, если спускаешься на воду на судне более 5 лошадиных сил, а у россиян планка вдвое выше — более 10. Правда, парируют представители МЧС, в ведомстве которых трудится ГИМС, нельзя сравнивать пространства наших стран, ведь у России совсем другие акватории.

А тем временем в адрес техосмотра лодок то и дело звучат нелестные обвинения. Мол, разве что деньги выкачивают из рыбаков, особенно после недавнего скачка тарифов на услуги, а результат спорный. На 1 января ведь в стране зарегистрировано ни много ни мало почти 141.200 маломерных судов. Но в МЧС готовы спорить с такой позицией. Во–первых, все деньги напрямую идут в госбюджет, а значит, ГИМСу от стоимости ТО ни холодно ни жарко. А во–вторых, если техосмотр спасает хотя бы одну жизнь, значит, процедура себя оправдывает. Главный аргумент — статистика. По данным спасателей, в 2013 году с лодок погибли 48 человек, трое из них — дети на злосчастном озере Белое, а в 2015–м картина, можно сказать, изменилась к лучшему — 29 утонувших. Еще один камень в огород судовладельцев: из десятков тысяч проверенных суденышек хотя бы 15 в год оказываются с серьезными техническими неисправностями. Не будь обязательного осмотра, несознательные хозяева лодок и вовсе перестанут следить за своими плавсредствами. Правда, то и дело вставляют ремарку рыбаки, не будет ли куда эффективнее усилить контроль на воде и ужесточить ответственность за плавание под градусом? Сейчас ведь тоже далеко не все владельцы лодок в отличие от автомобилистов спешат на техосмотр, все–таки вероятность встретить инспектора на озере в разы меньше, чем столкнуться на дороге с гаишником.

И все же кое–какие изменения в процедуре ТО могут появиться уже в недалеком будущем. Например, как отмечал помощник министра по ЧС Александр Гончаров, есть мысли снять с освидетельствования в деревнях деревянные лодки, на которых перевозят разве что сено. Обещают и рассмотреть целесообразность регистрации и тщательного осмотра для гребных суденышек. Может, и правда лишнее? Направлены и предложения в Минюст по изменениям в законодательство, которое регулирует действующую процедуру. Например, есть предложение снизить сроки прохождения осмотра, то есть для маломерных судов младше 10 лет — раз в пятилетку, старше — ежегодно. А еще в далеких планах у ГИМСа вывести освидетельствование в компетенцию других организаций. Как это сделано у Госавтоинспекции с техосмотром для авто. От очередей избавит наверняка.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 54 (24936). Четверг, 24 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter