Плавными движениями…

Беларусь не будет менять политику курсообразования в связи с девальвациями в России, Казахстане и в Украине

Беларусь не будет менять политику курсообразования в связи с девальвациями в России, Казахстане и в Украине

Начало текущего года обозначилось парадом девальваций стран СНГ. Российский рубль потерял в цене более 10 процентов, казахский тенге – почти в два раза больше. В лидерах – Украина, где гривна подешевела на 25 процентов.

– Ситуация в глобальной экономике за последние несколько месяцев существенно изменилась, – рассказывает научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук. – Перспективы развитых стран, в первую очередь США, улучшились, что привело к переоценке степеней риска. В связи с этим большая долларовая ликвидность, создававшаяся в предыдущие два года для стимулирования экономики США и оседавшая преимущественно в развивающихся странах, сейчас направляется в большей степени в развитые страны. Кроме того, Федеральная резервная система США стала постепенно ужесточать свою политику, то есть ограничивать выкуп активов, что затрудняет создание новых финансовых потоков. Таким образом, ключевая причина нынешних девальваций, в первую очередь в России, заключается в оттоке капитала. В Украине и в Казахстане помимо этого имели место внутренние факторы, приводящие к обесценению национальной валюты.

В прошлом году экспорт Беларуси в Россию составил 16,8 млрд долларов, в Украину – почти 4,2 млрд долларов, в Казахстан – 868 млн долларов. Среди государств – членов СНГ эти страны являются ключевыми импортерами белорусской продукции: в сумме на них приходится почти 60 процентов годового экспорта Беларуси. В такой ситуации сложно не признать, что обесценение национальных валют в этих государствах будет оказывать давление и на белорусскую экономику, в частности это отразится на внешней торговле и выразится в снижении белорусского экспорта.

Среди обнадеживающих факторов некоторые белорусские эксперты выделяют то, что белорусский рубль плавно обесценивался в течение последних двух лет: если сравнивать нынешний курс белорусской нацвалюты к доллару с уровнем января 2012 года, девальвация оценивается в 15–16 процентов, в то время как в России, в Украине и в Казахстане курс в течение 2012–2013 годов оставался примерно на одном уровне.

О том, что разовой девальвации удастся избежать, свидетельствует и заявление Национального банка Беларуси о том, что менять политику курсообразования из-за российской, казахстанской и украинской девальвации в регуляторе не намерены.

– Та политика, которая проводится на сегодняшний день, полностью соответствует нашим фундаментальным факторам, обеспечивает сохранение конкурентоспособности с точки зрения всей экономики, учитывая интересы и экспортеров, и импортеров, а также интересы заемщиков, поскольку у нас значительный объем кредитов экономике выдан в иностранной валюте и какие-то серьезные колебания курса крайне негативно скажутся на таких заемщиках, – сообщил заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Сергей Калечиц. – Поэтому с точки зрения инструментов у нас сегодня есть все возможности продолжать такую политику, и какой-то необходимости ее менять мы не видим.

Однако избежать продолжения плавной девальвации вряд ли удастся. «На мой взгляд, наиболее мягкой формой преодоления последствий нынешней ситуации станет сохранение паритета к российскому рублю, то есть следование белорусского рубля динамике российского рубля к доллару, – отмечает Дмитрий Крук. – Если мы никак не будем реагировать, последствия будут тяжелыми – уменьшение спроса на экспорт, увеличение запасов, что в конечном итоге отразится и на занятости населения, и на доходах».

Эффективными мерами в нынешней ситуации могут стать также действия по улучшению качества экспортной продукции, повышению эффективности производства, созданию и внедрению инноваций, совершенствованию системы продвижения белорусских товаров и услуг на внешних рынках. «В сложившихся условиях для повышения конкурентоспособности отечественных производителей должны использоваться прежде всего инструменты, которые непосредственно связаны со структурными преобразованиями в экономике, – подчеркнул Сергей Калечиц. – Кроме того, необходимо продолжить работу по созданию тех условий, которые нужны для успешной макроэкономической стабилизации белорусской экономики. Макростабилизационные достижения во многом зависят от того, насколько динамичны и сбалансированы меры либерализации рынков и внутренних цен, внешнеэкономической деятельности и валютных отношений, процессы демонополизации и банкротства и так далее».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter