От 2,7 до 8 рублей за кубометр: посчитали, сколько стоит утилизация снега

Плавили — знаем

Каждый обильный или не очень снегопад приносит нам новости о количестве техники и людей, вышедших на уборку улиц. Однако освобождением из снежного плена проезжей части и тротуаров дело не заканчивается. Снег нужно погрузить на машины и куда-то отправить, причем просто свалить его в кучу на каком-нибудь пустыре никак нельзя. Для его складирования и утилизации существуют специальные площадки, их услуги вовсе не бесплатные. «Р» разбиралась, во что обходится избавление города от снега.

10—15 кубометров снежной массы исчезает в приемной камере снегосплавного пункта за считаные секунды.

Снег с водой

Которую зиму в Заводском районе Минска круглосуточно функционирует снегосплавной пункт канализационной насосной станции № 19 УП «Минскводоканал». Трудится он с загрузкой разной степени, которая напрямую зависит от погоды. Например, в бесснежные зимы снегосплавному пункту доводилось принимать буквально несколько десятков машин за весь сезон, а после серьезных метелей — до 200 грузовиков за сутки. Нынешней зимой такого ажиотажа нет, однако снегосплавной пункт не простаивает, ежедневно сюда приезжает до 80 машин. 

— Снежную массу, убранную с проезжей части дорог и тротуаров, привозят из разных мест города, но в основном из Заводского, Ленинского и Партизанского районов Минска, — рассказывает Антон Погребицкий, начальник участка насосных станций УП «Минскводоканал». — Принцип действия снегосплавного пункта достаточно прост: в приемную камеру глубиной 6 метров, куда сбрасывается снег, подаются сточные воды, которые поступают из городских квартир достаточно теплыми. Самотечный коллектор доставляет растаявшие под их воздействием снежные массы на насосную станцию. Оттуда вода перекачивается на сооружения Минской очистной станции, где избавляется от мусора, примесей песка, остатков нефтепродуктов. 

Одновременно на территории снегосплавного пункта могут находиться лишь две машины: одна разгружается, водитель второй относит контролеру путевой лист. Снег сбрасывается на четыре участка, над каждым из которых есть светофор. Загоревшийся зеленый сигнал показывает, куда именно можно «причаливать» самосвалу. При его приближении начинают работать лопасти сепаратора-дробилки, которые для скорейшего расплавления перемалывают спрессованные снег и лед. 10—15 кубометров снежной массы опускается в приемную камеру за считаные секунды.

Лопасти сепаратора-дробилки перемалывают спрессованные снег и лед, чтобы они быстрее таяли.

— Проектная мощность снегосплавного пункта позволяет принимать за сутки 330 машин, — продолжает Антон Погребицкий. — Однако уже при 200 машинах очередь из грузовиков выстраивалась до МКАД. Фактически снегосплавной пункт рассчитан только на три района города, наши основные клиенты — организации «Ремавтодора» Ленинского, Заводского и Партизанского районов, а также УП «Гордорматериалы». В принципе, заключить с нами договор на утилизацию снега могут любые организации города, однако многим это логистически неудобно.

Поток машин на участке сегодня регулирует контролер контрольно-пропускного пункта Галина Пристром. Она же ведет учет путевых листов, заносит их в реестр, заводит сменный рапорт на каждое предприятие. 

— Сегодня с восьми до десяти утра у нас разгрузились девять машин, — подсчитала Галина. — В сменном рапорте обязательно помечаются название организации, номер машины и, конечно же, объем ее кузова. 

Камеры снежного хранения

Такой строгий учет ведется неспроста, ведь утилизация на снегосплавном пункте одного кубометра снега стоит 2,69 рубля. То есть за каждую принятую машину с 10 кубами в кузове условная организация заплатит 26,9 рубля. 80 машин в сутки — более 2000 рублей. Немало? Но это гораздо дешевле, чем складирование снега на полигоне временного хранения, которое обойдется почти в 8 рублей за кубометр. Для этих целей выделено девять площадок, которые обязательно выбирают вместе с экологами. Располагаются они или за городской чертой, или на пустырях, удаленных от жилых домов и водоемов. Ведь вместе со снегом на полигон временного хранения попадают дорожные реагенты, песок, мусор, нефтепродукты. 

На полигоне управления «Центр» ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», расположенном недалеко от улицы Будславской, за два утренних часа прошло немного машин — не более десятка. Возможно, это связано со спецификой работы: управление «Центр» обслуживает главные проспекты столицы, центральные улицы и площади. Уборка их от снега днем создает определенные неудобства. Поэтому большинство машин приезжает на полигон ночью. Нынешней, не слишком снежной зимой их бывает 25—30 за ночь. Здесь, как и на любом другом полигоне, и на снегосплавном пункте, ведется строгий учет сгружаемых кубометров. 

Утилизация снега при помощи сточных вод является более дешевым и экологичным способом. Однако сооружение снегосплавных пунктов с таким принципом работы целесообразно только вблизи крупных очистных станций, а такая в Минске одна. Что касается полигонов, то цена складирования на них снега вполне оправданна, ведь содержание таких площадок обходится достаточно дорого. Здесь постоянно работает специальная техника, а после окончания зимы еще несколько месяцев идут работы по уборке вытаявшего мусора, разрушению грязевого панциря, который образуется на поверхности сугробов и мешает их дальнейшему таянию, а также по рекультивации земель.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter