Яхтсмен на самодельной яхте бороздит водную гладь далеких морей

Плавали — знаем

Какие у вас возникают ассоциации со словом «яхта»? У меня — миллионеры и брызги шампанского. Минские яхтсмены-любители, своими руками создавшие парусные яхты, доказывают: яхта не роскошь, а средство передвижения. Корреспондент «Р» на время стала матросом на одном из парусников и узнала, каково это — отправиться к берегам Финляндии на самодельном судне.

Ветер, ветер, ты могуч

Слева направо: Андрей БЕССАРАБ, Мария и Михаил ПЕТРУТИК, Александр ГАНУСЕВИЧ: «Яхтсменов на самом деле достаточно много, а желающих приобщиться к миру парусов еще больше. Уверены, есть и те, кто хотел бы стать матросами на наших судах»
Фото Артура Прупаса

Яхтсмены Андрей Бессараб, Александр Ганусевич и Михаил Петрутик приводят нас к пирсу Минского моря, где стоят три небольшие яхты: выбирай — не хочу, на какой желаю пройтись. К слову, Андрей и Александр сделали свои яхты сами. Причем каждый из них специального образования по такому направлению не имеет.

Мы на яхте Михаила. Именуется она Mashuta — названа так в честь его пятилетней дочки, которая сегодня составляет нам компанию в хождении под парусом. На Машеньку, которая о яхтах знает почти все, надевают спасательный жилет. Выдают и мне. Михаил начинает рассказывать, как у него появилось судно:

— Я работаю в сфере IT. Раньше и мыслей не было о походах на воде. А потом как-то резко захотелось. Пошел в банк, положил сто долларов и сказал семье: «Начинаем копить на яхту».

К этому никто серьезно не отнесся, а зря. Через 1,5 года из Польши на Минское море перекочевала яхта Mashuta. И начались походы по Мазурским озерам Польши, по нашим Припяти, Сожу, Нарочи, Браславам, от Гомеля до Киева.

— Отсюда, из бухты, мы достаем наши суда краном или своими силами, ставим на трейлер и везем к месту, где можно спускаться. Недавно в десятидневное путешествие брал с собой походную баню. Конечно, всегда с собой теплая одежда, спасательные жилеты, вода, топливо, еда и другое. Судно вооружается так, чтобы оставаться полностью автономным в течение большей части похода.

В яхтах, несмотря на то что они маленькие, могут жить-поживать шесть человек. Что интересно в парусном яхтинге, так это то, что на мотор здесь не надеются. Ветер — главный гонщик.

Самодельная яхта «Кавалер»

Для меня проводят экскурсию снаружи и наконец приглашают внутрь.

Андрей, заглядывая на яхту, напоминает, что пора бы походить под парусом:

— Ребята, я «Кавалера» подготовил, едем?

Едем! Вот мы и на самодельной яхте в 1300 кг под таким необычным названием.

— Понимаете, делать и доделывать что-то в яхте можно бесконечно, но нужно выбирать: вечно что-то улучшать или отправляться в походы. Я выбираю второе. Поэтому, давая яхте женское имя, ожидаешь, что она будет безупречной, а вот «Кавалер» может быть слегка потрепан непогодой, — Андрей провожает меня в центральную каюту, а сам отправляется ставить паруса. Так, стоп. Помощь не нужна?

А меня не волнует


Сначала инструктаж и краткий курс молодого бойца, а после — в путь. Пошли! Наши белые паруса с бортовым номером украсили пасмурное небо над водохранилищем. Андрей шутит: «Увы, алых парусов у меня нет». Маша, Михаил, Александр и наш фотограф рассекают на Mashuta, а мы — на «Кавалере».

— Мы по несколько раз в году куда-нибудь да ходим. Со мной даже мама, которой 70 лет, отправлялась в поход. Вообще, иметь яхту мне захотелось в детстве. Родился в городе Азове Ростовской области. Море рядом, наверное, оно и навеяло, — вспоминает Андрей Бессараб, пока нас подкидывают легкие волны. — Переехали в Минск. Когда вырос, поступил в музучилище — играл на трубе, потом учился в политехе на инженера. Тогда решил: построю яхту. Для себя.

До этого с деревом не работал, сваркой не занимался, о стеклопластике только краем уха слышал.

— Чтобы сделать яхту, которую можно перевозить, нужно было соответствовать автогабаритам. Яхта не более 2,5 метра шириной и не более восьми метров длиной, — объясняет он. — В журнале «Катера и яхты» нашел готовый проект моего будущего судна.

Под лодку даже спроектировал прицеп.

— Благодаря ему с Александром познакомился. Он мне как-то записку оставил на стекле машины: «Вы не продаете яхтенный прицеп?» Так мы и сдружились. Он тоже, оказалось, делал яхту сам, — Андрей машет Маше, которая на другом судне просто в восторге от вечерней прогулки. — Делать судно несложно, если есть голова на плечах.

Впервые отправился самостоятельно ходить именно по Заславскому водохранилищу — без паруса, без мотора, а «под веслами». После были походы в Киев, Славутич, Тверь и многие другие города. Конечно, войдя во вкус, начал вместе с Александром и Михаилом участвовать в гонках парусных судов — регатах.

Утонешь —  домой не приходи


Самая дальняя точка, куда Андрей ходил, — Финляндия. В команде было шесть человек, среди которых две дамы. Конечно, в такие походы при себе нужно иметь визу, таможенную декларацию на яхту, морскую радиостанцию для связи с пограничниками да береговой охраной. И пиротехнику — не для праздных салютов, а для использования в чрезвычайных ситуациях.

— Долгий поход, в 56 дней, был у нас, когда ходили от Твери до Ярославля, оттуда в Нижний Новгород, а затем в Казань. — показывает фото из походов капитан судна.

В этом году поучаствовали друзья в гомельской регате, в бард-рыбалке на Чигиринском водохранилище. Вот-вот отправятся в Украину на большую осеннюю регату на две недели.

Дефицит не пресной воды


Кстати, а когда сезон яхтсмены закрывают? Тут уж как погода решит. Главное для яхт — чтобы льда не было.

Андрей и Александр ставят чайник и зовут в каюту на кофе. Ух, чувствуется в воздухе осень... Яхты спрячут после осенней регаты, а когда же им снова на воду?

— К сожалению, эксплуатация маломерных судов с 1 апреля по 30 мая запрещена. Это связано с нерестом рыбы, — Александр вдруг опечалился. — Мы обращались с запросом в исполком Минской области, объясняли, что яхты имеют осадку 1,5—2 метра — настолько глубоко сидит лодка в воде. А рыба ведь на мелководье, мы не ходим к берегу. А нам ходить все равно не разрешают.

Вот решили создать Республиканскую федерацию парусного туризма, чтобы обратиться за помощью как юрлица. Да и вообще, чтобы быть просто вместе, одной командой.

Андрей добавляет:

— Сейчас мы ищем людей, которые хотят вступить в наш «клуб», но не знают, как начать ходить под парусом. Пока к нам можно добавиться в группу «Парусный туризм» на Одноклассниках (ok.ru/parusturist).

alinakasel@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter