Платить готов! Но вот за что?

КОГДА постоянно проблемы с водой, деревенскому человеку то и дело приходится тормошить неразворотливых коммунальщиков насчет ремонта водопровода. Кому чистить сельские колодцы? Почему иной раз в них просачиваются нитраты? А вот у Станислава БАБИЦКОГО, жителя деревни Малая Ухолода Борисовского района, — своя проблема: никак не сойдется во мнениях со специалистами предприятия «Борисовводоканал». Камень преткновения в истории, которая длится уже фактически два года, — плата за потребленную воду. Кто прав, кто виноват, разбирался корреспондент «БН».

Станислав Бабицкий из деревни Малая Ухолода Борисовского района затеял водно-договорную «дискуссию» с местными коммунальщиками. «БН» попыталась разобраться в споре вокруг счетов.

КОГДА постоянно проблемы с водой, деревенскому человеку то и дело приходится тормошить неразворотливых коммунальщиков насчет ремонта водопровода. Кому чистить сельские колодцы? Почему иной раз в них просачиваются нитраты? А вот у Станислава БАБИЦКОГО, жителя деревни Малая Ухолода Борисовского района, — своя проблема: никак не сойдется во мнениях со специалистами предприятия «Борисовводоканал». Камень преткновения в истории, которая длится уже фактически два года, — плата за потребленную воду. Кто прав, кто виноват, разбирался корреспондент «БН».

От совхоза до…

«Еще в бытность совхоза «Гвардия» в Малой Ухолоде был проложен водопровод. Водой пользовались, но тогда за нее вообще никто никому не платил. Потом, уже в первом десятилетии XXI века, хозяйством «завладели» частники, преобразовавшие бывший совхоз в ООО «ОМС Агро», — пишет в редакцию «БН» Станислав Бабицкий. — Откликнувшись на объявление новых хозяев, я одним из первых подписал договор на водоснабжение с ООО «ОМС Агро». Вода исправно поступала — я и еще несколько односельчан исправно за нее платили. Большинство же местных договоров соответствующих не подписывали и за воду не рассчитывались.

Но 22 января 2010 года, после того, как местное водное хозяйство было передано с баланса сельхозпредприятия на баланс «Борисовводоканала», я уже заключил договор с новым поставщиком услуги. Срок его действия, по логике вещей, должен был наступить... со дня заключения? Но если бы… С меня потребовали оплату за воду с 11 декабря 2009 года, ссылаясь на то, что именно с этого дня принято водное хозяйство на баланс нового субъекта. Не согласился категорически! Ведь до 22 января 2010-го был юридически во взаимоотношениях с ООО «ОМС Агро», которое, между прочим, за все время своего хозяйствования завышало тарифы на воду, о чем и сообщило в ответ на мое обращение. Почему потребитель должен оплачивать период, когда новый договор еще не действовал?»

После того, как Бабицкий не согласился и написал заявление об этом на имя директора «Борисовводоканала» Виктора Заровского, последующие договоры в Малой Ухолоде с клиентами стали уже действовать с момента заключения. А если судить по ксерокопии, присланной в редакцию Бабицким, на договоре, чуть выше самого слова «Договор», действительно сделана от руки приписка «действует с 11.12.09». Это лишь завязка спора, который вскоре стал набирать обороты. По версии Станислава Владимировича, в последующие месяцы, после несогласия клиента с действиями сотрудников «Борисовводоканала» и обращения в райисполком, начали то необоснованно тарифы повышать, то начислять «непонятные» деньги за полив огорода, теплицы. Особенно возмутило читателя «БН», когда в сентябре 2011-го пришел счет на оплату за пользование водой в размере более чем… 19 тысяч рублей! Выходит, в августе, по сравнению с июлем, потребитель израсходовал в разы (!) больше воды?

«Хотелось бы попросить «БН» вмешаться и помочь разобраться, за что и сколько мне нужно платить? А заодно поинтересоваться у специалистов «Борисовводоканала», почему многие жители Малой Ухолоды до сих пор не подписали соответствующие договоры и фактически пользуются водой бесплатно? — рассуждает в своем письме в «БН» Станислав Бабицкий. — И видят ли контролеры, руководство предприятия, что из местной водонапорки частенько утекает в землю-то водица? Да и в немалых количествах, надо заметить! Может, за чью-то бесхозяйственность мне, как потребителю услуги, приходится расплачиваться? Уверен: «пострадал» за свою принципиальность, неуступчивость, нежелание просто подмахивать любой документ, в любом виде, который дают на подпись. Но ведь плачу же свои деньги — значит, имею право знать, за что?»

«Действуем строго по утвержденным тарифам…»

Виктор Заровский, директор предприятия «Борисовводоканал»», сам общался со Станиславом Бабицким. Разъяснял тому, откуда тарифы берутся, сколько и за что нужно платить, однако...

— Конечно, право клиента — не соглашаться, но мы-то действовали и действуем строго в рамках наших должностных инструкций, постановлений, утвержденных тарифов, — пояснил при встрече корреспонденту «БН» Виктор Анатольевич. — Если бы что-то нарушили, поверьте, волне можно было бы нас засудить…

Василий Пушко, начальник абонентного отдела «Борисовводоканала», вспоминает, что, действительно, корни спора еще двухлетней давности. Тогда, в декабре 2009-го — январе 2010-го, выполняя решение райисполкома о передаче водопроводных и канализационных сетей, приняли и малоухолодовское хозяйство. Но почему же не сразу заключили договор с Бабицким?

— Одномоментно со всеми не заключишь, — говорит Василий Пушко. — Вот и попали мы к Станиславу Владимировичу только 22 января, уже  следующего года. А плату за воду начали начислять с момента, когда произошла передача сетей. Не согласился со сроками действия договора — ладно, правда, там и сумма невелика, больше дело принципа, так считаю. По тарифам могло быть все проще, если бы в доме Бабицкого имелся прибор учета расхода воды. Но нет его, а даже если колонка во дворе, то считается — вода в доме. В таком случае минимальная норма потребления — 50 литров в сутки на человека. Без счетчика начисление платы за услуги водоснабжения производится по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, согласно п.1.8-3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 года № 1332. А с 1 февраля 2011-го тариф на услуги водоснабжения, обеспечивающий полное возмещение экономически обоснованных затрат, составляет 1440,9 рубля за метр кубический. Для сравнения: поставь Бабицкий счетчик — платил бы по тарифу менее тысячи рублей за куб...

Вопросы и ответы

Возвращаясь к последней капле в тарифно-договорной «войне» между Бабицким и «Борисовводоканалом»... Все же, откуда взялась эта сумма — почти двадцать тысяч рублей — за август 2011-го? Неужели в тот месяц потребление воды на подворье Бабицких превысило все нормы?

— И тут мы самодеятельностью не занимаемся — есть решение Миноблисполкома от 4 января 2001 года № 348, определяющее и нормы, и сроки периода полива. Так, он продолжается с 15 мая по 31 июля, для подворий с теплицами — до 31 августа, — поясняет Василий Пушко. — В июле 2011-го я направил к Бабицким контролера. Выяснилось: имеется две сотки огорода и парник площадью 48 квадратных метров. Есть соответствующий акт осмотра, в котором, между прочим, наши специалисты постарались учесть и точку зрения Станислава Владимировича. Но он утверждает, что вовсе не использует воду прямо из водопровода для полива огорода и парника. Дескать, усадьба на очень низком месте, постоянно затапливается, приходится дождевую воду собирать в бочки и ею же поливать. Но скажите на милость, как нам проверять, так ли это? Возле каждой бочки ставить контролера? Поэтому я и дал команду сделать перерасчет — уж парник-то поливался точно, две сотки огорода — ладно, пусть из бочки...

«Таким образом, начисление платы за услуги водоснабжения в августе 2011-го — в сумме 19270 рублей — произведено с учетом доначисления за полив теплицы за период с 15 мая», утверждается в том числе и в официальном ответе за подписью заместителя председателя Борисовского райисполкома Ивана Чайкуна. Письмо это получил Станислав Бабицкий еще минувшей осенью, обратившись перед этим в райисполком.

Прекратить бы «бодание»…

— Вот так и «бодаемся» до сих пор, спорим, — разводит руками Василий Пушко. — Вообще-то уважаемый Станислав Владимирович правильно замечает: немало проблем еще в водном хозяйстве Малой Ухолоды! Мы ведь не отрицаем их наличие. Например, того, что периодически протекает водонапорка. Но нужно понимать: далеко не всегда сам факт передачи означает, что автоматически все волшебным образом поменяется. И вода на селе по качеству лучше станет, и прохудившееся еще не при нашем ведении хозяйство сразу поправится! Нужно в решение этих проблем вкладывать деньги, и немалые...

А почему бы Станиславу Бабицкому просто не установить счетчик? Может, тогда бы тарифно-договорная «война» с «Борисовводоканалом» закончилась быстро? Но оказалось, не все так просто...

Выпьет ли курица три ведра?

...В Малой Ухолоде, на подворье и в доме Станислава Бабицкого, мы искали пути к урегулированию давнего спора.

— Как можно все уладить, не доводить, скажем, до суда? — переспрашивает Станислав Владимирович. — Трудно сказать. Зачем, скажите, было делать эту злосчастную дописку? А как пожаловался на специфическое отношение, так сразу же «репрессии» не только на меня обрушились, но и на семью сына. За один из месяцев семье его насчитали за водопотребление аж... шестьдесят тысяч рублей! Вынужден был постоять и за себя, и за сына... Считаю, что нужно расторгнуть составленный ранее договор, заключить новый. И безо всяких дописок!

— А почему не хотите обзавестись счетчиком, тогда многие вопросы снялись бы? — интересуется у хозяев Василий Пушко.

— Смотрите: фактически водопровод имеется, с двумя даже вводами, но вода в дом не проведена, — показывает-рассказывает хозяйка Галина Ивановна. — Куда «посадить» счетчик? В баню, может быть? Так она ж постоянно не отапливается, прибор в зимние холода быстро выйдет из строя... А вообще-то, участок у нас проблемный, на низком месте. В сырые годы сильно затапливает. Чтобы провести в дом воду окончательно, нужно прорывать самим где-то метров пятьдесят под канализацию. Не под силу самим, а нанять кого — дорого... Уже и так, чтобы отвести воду лишнюю с участка, сделали своими руками канаву немаленькую. Но, скажите, при такой-то влажности мы могли израсходовать столько воды, как нам велено оплатить за август 2011-го?!

Что примечательно, начисление за водопотребление только у Бабицких минувшим летом зашкаливало. У ближайших соседей, к примеру, вода в дом подведена, счетчика, впрочем, тоже нет. И хозяйство более обширное, чем у Станислава Владимировича и Галины Ивановны. А потребило соседское подворье за тот же месяц в разы (!) меньше воды. Если судить по счетам... Притом у соседей лошадка имеется, которая, надо полагать, перепьет двух красавиц-кошечек Бабицких. Между прочим, по документам потребление воды начисляется даже на... кур. Есть соответствующая норма, хотя Бабицкие прикинули — едва ли их хохлатки выпивают по несколько ведер воды ежедневно даже в самый жаркий месяц. Станислав Владимирович грустно иронизирует, что забыли только про ласточек, чьи гнезда — тоже на подворье Бабицких.

— Нам обидно, что сотрудники «Борисовводоканала» требуют, дескать, ставьте счетчик и все! — сокрушается Галина Ивановна. — Надо же как-то человечнее к нам, простым клиентам, относиться. А еще присмотреться внимательнее, кто и как в Малой Ухолоде пользуется водой, все ли платят за нее?

— В деревне 156 хозяйств, но, уверен, и сотни не наберется плательщиков! Я-то при всех хозяевах здешних водных коммуникаций добросовестно платил и плачу за потребляемую воду, — в сердцах бросил напоследок Станислав Бабицкий. — И я же — нарушитель?!

Итого...

Думается, в такой оценке деревенского пенсионера все же преобладают эмоции. А если действовать по уму-разуму, считаю, пора обеим сторонам «похоронить» свое тарифно-договорное противостояние! Много ли толку будет, если, допустим, дойдет оно до судебного разбирательства?

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter