Платить бы рад...

Когда банковской карточкой можно будет расплатиться почти везде?

Уже стали привычными и не кажутся запредельной фантастикой идеи о летающих автомобилях и достижении бессмертия с помощью переноса сознания на компьютерный носитель. Но на фоне технологических новаций продолжает удручать, что до сих пор некоторые торговые заведения не оснащены банальной системой платежных терминалов. Понять причину этого безобразия для меня долгое время было сложнее, чем представить телепортацию человека. На днях оказался свидетелем и участником нескольких инцидентов, связанных с безналичным способом оплаты услуг. Когда же, наконец, риск внезапно оказаться неплатежеспособным станет минимальным?


Эпизод первый случился в парикмахерской. С клиента гневно требовали расплатиться наличными: «Сломался терминал. Не наши проблемы, что с вас банкомат снимет большую комиссию. Как же можно не иметь при себе ни копейки наличных?!» Спустя некоторое время вторая неприятная сцена из той же оперы. В салоне красоты и здоровья, презрительно фыркнув, сотрудница отказалась обслуживать клиентку: «Терминала у нас нет. Ничего делать не будем. Какое нам дело, что именно сюда вам надо? Идите в другое место». Неотесанный персонал в подобных заведениях вообще отдельная тема — к этому почти все привыкли. Но как быть в ситуации, если где–либо отсутствует возможность безналичных платежей? Куда обратиться с жалобой? Чуть позже я и сам попал впросак. Курьер доставки удивленно заявил, что терминала у него с собой нет и что, оказывается, я должен был это предусмотреть. При заказе оператор интернет–магазина не поинтересовался, как это обычно делается, способом оплаты. Дал мне повод для мнимой радости: мол, хоть у кого–то это не вызывает вопросов. В итоге пришлось плестись к банкомату. Проще было забрать заказ самостоятельно. Еще через некоторое время столкнулся с проблемой вызова такси, где можно расплатиться карточкой. Конечно, не все обязаны устанавливать терминалы. Вряд ли кто–то будет предъявлять претензии о способе оплаты проводнику в поезде, кондуктору или продавцу лотерейных билетов. Но в приведенных примерах возможность оплаты через безналичный терминал должна быть! Ситуация может измениться в лучшую сторону уже в этом году — после 1 июля. Об этом рассказали в Министерстве по налогам и сборам.


Начальник управления электронных систем контроля реализации товаров Ольга Тараканова: «Постановлением Совета Министров и Национального банка № 924/16 определено, что с 1 июля 2017 года на всей территории страны в объектах и при осуществлении видов деятельности, определенных перечнем, должны быть установлены и использоваться платежные терминалы. К таковым относятся и объекты бытового обслуживания населения, в том числе парикмахерские, салоны красоты. В то же время если в подобном объекте, расположенном в сельской местности, работает не более трех человек в смену, а в городе — не более одного, то платежные терминалы можно не устанавливать и не использовать. Вместе с тем государство идет навстречу бизнесу. В I квартале 2017 года введены определенные преференции для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей–плательщиков единого налога. Сейчас они в течение трех месяцев с момента государственной регистрации вправе не использовать кассовое оборудование и платежные терминалы. По истечении этого срока в случае подачи заявки в банк индивидуальным предпринимателям разрешается еще два месяца не использовать платежные терминалы. Данные льготы не затрагивают ИП, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров автомобилями–такси. Для такой категории будут действовать общие требования к индивидуальным предпринимателям, согласно которым при наступлении срока установки платежного терминала в случае подачи соответствующей заявки в банк разрешается не использовать терминалы в течение двух месяцев. Субъектам хозяйствования следует заблаговременно позаботиться об установке платежных терминалов».

Как видим, определен четкий список, кому надлежит установить необходимое оборудование. И в случаях, не относящихся к исключениям, его отсутствие будет считаться нарушением прав потребителей, а значит, придется платить штраф. У индивидуальных предпринимателей он может быть до ста базовых величин, у юридических лиц — до двухсот. Кстати, граждане, которые столкнулись с таким нарушением, могут сообщить о нем по телефону 189 — это контакт–центр налоговых органов.

Можно ли не платить в случае отсутствия терминала там, где он обязательно должен быть? Вопрос спорный. Подходить к таким конфликтам, скорее всего, будут индивидуально. Вполне возможно, что в каких–то ситуациях это допустимо, если конфликтующие стороны придут к компромиссу. Вот один из примеров. В кассе метрополитена сломался терминал. У человека не было возможности расплатиться наличными — пассажиру пошли навстречу и пропустили бесплатно. Но стоит ли полагаться на успешные переговоры в каждом случае? Пожалуй, для всех будет лучше, если торговые предприятия, не дожидаясь лета, постараются решить вопрос с наличием и исправностью необходимого оборудования. Иначе владельцы различных заведений, экономя на терминале, рискуют не только схлопотать штраф, но и заработать себе дурную славу либо заставить потребителей сэкономить на оплате полученных услуг.

КОМПЕТЕНТНО

Начальник главного управления организации торговли и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли Виолетта Брезовская:
«Конечно, по закону потребитель должен оплатить полученную услугу. Однако это не значит, что человек должен испытывать неудобства. Часто стороны находят компромисс. Был случай, когда у курьера доставки сломался терминал. Он извинился, оставил товар у клиента и съездил за новым устройством. Кстати, у потребителя обязаны заранее спрашивать, каким способом будет производиться расчет. Также следует заблаговременно предупреждать граждан о поломке или об отсутствии необходимого оборудования. Отремонтировать терминал в соответствии с регламентом банки должны не более чем за 14 дней, заменить — за трое суток».

ЦИФРА «СБ»

С каждым годом в Беларуси растет удельный вес безналичных платежей в объеме розничного товарооборота. На 1 января 2017 года он составил 30% по стране. Лидирует Минск — почти 36%. Меньше всего в Брестской области — 25%. Прирост магазинов, оснащенных платежными терминалами, составил 38% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

КСТАТИ

Известно, что в мире на операции, касающиеся обслуживания наличных платежей, страны в среднем тратят около 1 — 2% своих ВВП. Благодаря распространению системы безнала эти средства можно сэкономить. Еще один плюс: недобросовестные предприятия не смогут скрывать свои доходы. Переход на повсеместное использование терминалов более удобен и для рядовых граждан. Все деньги при таком подходе находятся на банковской карточке. Ее можно заблокировать в случае утери, а потом восстановить. Рассчитываться пластиком намного удобнее, к тому же вас точно не обсчитают. Приходят уведомления о снятии денежных средств со счета, его пополнении и состоянии баланса. А популярная услуга мобильного банкинга и вовсе позволяет сосредоточить финансовый мир человека в своем телефоне и банковской карте. Неудивительно, что сейчас многие предпочитают именно этот способ оплаты и с радостью полностью отказались бы от использования наличных.

zhur@sb.by

Автор фото: Артур ПРУПАС
Версия для печати
Рамзес Анубисович
наличные и только наличные - ибо они не сбоят и не глючат. Да и банк моими деньгами тогда не сможет воспользоваться - а я не желаю, чтобы моими деньгами кто-то пользовался. Деньги это только то, что можно подержать в руках! Точка!
Экономист
Рамзес Анубисович, неправильное у вас представления о деньгах. Деньги - это мера стоимости, говорю как экономист с двадцатичетырехлетним стажем. Сейчас они становятся цифровыми, что способствует удобству и прозрачности.
Федя, 28, Жлобин
В парикмахерских наличка мимо кассы идет, с картой на карман не возьмешь
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости