Принудительное выселение из квартир - совсем не частное явление

Плати, а то потеряешь

С начала года в одном только Минске суды удовлетворили 266 исков о выселении хронических неплательщиков по жировкам. Это крайняя мера, к которой прибегают расчетно–справочные центры, если воздействовать иначе никак не удается. Когда ни регулярные предупреждения, ни отключение коммунальных услуг не наводят на простую мысль начать хотя бы гасить трехлетнюю задолженность (а бывают и такие) и накопившуюся пеню. Даже если квартира находится в собственности, неплательщику могут указать на дверь, чтобы продать жилье и из вырученной суммы рассчитаться с долгами. Но принудительно выселяют из квартир не только обнаглевших должников, в чем убедились корреспонденты «СБ», отправившись по очередному проблемному адресу с судебными исполнителями.


Утром у подъезда типичной панельной девятиэтажки на минской улице Рафиева мы встречаемся с представителями районного ЖРЭО, сверяем часы — выселение назначено на 11.00.

— Не случилось ли чего? — прерывает обсуждение рабочих моментов местная жительница Галина Петровна. — Подъезд у нас показательный, если не сказать образцовый. Я тут всех знаю и обо всех могу рассказать.

В ответ судебные приставы лишь вежливо улыбаются, но обстоятельств своего визита не раскрывают: все–таки речь идет о щекотливом эпизоде из чужой жизни. Впрочем, такие вот сознательные граждане часто помогают в их работе.


— Порой сложно даже уведомить человека, что за ним числится определенный долг, не говоря уже об официальном уведомлении о выселении, — рассказывает судебный исполнитель отдела принудительного исполнения Московского района Минска Яна Семчина. — Получив бумаги из суда, мы обязательно предлагаем выселяемому до определенного срока освободить жилье добровольно. Нет — указываем, в какой день и час состоится принудительное выселение. Иногда человек намеренно скрывается, не ходит месяцами на почту, чтобы не получать уведомления. Тогда разыскиваем его по месту работы, высылаем СМС–сообщения, вызываем к себе и выдаем бумагу на руки. Нередко помогают соседи — они могут рассказать, появляется ли человек по этому адресу и когда именно. На входной двери мы можем оставить сообщение о существующем долге, однако не называя конкретную сумму, чтобы ее не увидел посторонний. На выселении обязательно присутствует взыскатель и, если все проходит хорошо, на месте получает ключи от квартиры. Бывает, приходится взламывать двери, когда нам не предоставляют доступ — если вынесено решение, оно в любом случае будет исполнено.

На этот раз «идти на таран» не потребовалось, да и само выселение было не совсем типичным. Квартира лишалась хозяев не за их неоплатные долги, а потому что оказалась выморочной, то есть наследников у жилплощади не нашлось, и она должна отойти государству. Жившая здесь с тремя детьми и мужем Елена Владимировна рассказала: квадратные метры достались от отчима, однако возможности вступить в наследство не было — официально новый брак ее мать не регистрировала. Впрочем, какие бы ни были перипетии у той или иной истории, а процесс выселения для всех один. Судебные исполнители по возможности стараются идти навстречу выселяемым, если видят адекватное отношение к ситуации. Вот и Елена Владимировна заранее сама попросила отложить вынужденный переезд, пока дети не закончат учебный год в ближайшей школе, а потом мебель на съемную квартиру нужно было перевезти. Даже в выборе удобного времени выселения исполнители готовы найти компромисс — понятно, что людям зачастую нужно отпроситься с работы.

Дверь Елена Владимировна открыла сразу, поэтому не потребовалось и присутствия участкового. Комнаты были уже пусты, но, оказывается, после выселения в наличии должны остаться как минимум газовая плита, раковина, входная и межкомнатные двери. Мебель, разумеется, можно забрать всю. Хотя если выселяемый до последнего тянул и не вывез свой скарб, то его тщательно перепишут и назначат ответственного за хранение, который поменяет замки, но обязан впустить должника, чтобы тот забрал имущество... 10 минут — и у судебных приставов уже составлены все бумаги. Елена Владимировна, едва сдерживая слезы, расписывается в актах и передает ключи начальнику ЖЭСа.


В практике Яны Семчиной это едва ли не первая такая ситуация. Обычно жильцы ведут себя куда более эмоционально, даже агрессивно, пытаются спорить или вовсе мешать работе. А ведь если понадобилось взламывать квартиру и там остались вещи, то их все нужно зафиксировать, причем каждый элемент переписывается отдельно. Например, «4 вилки серого цвета, 3 красные чашки». Бывает, процесс затягивается глубоко за полночь.

По правде сказать, выселение за задолженность по оплате «коммуналки» — практика пока нечастая, отмечает судебный исполнитель отдела принудительного исполнения Московского района Минска Ольга Веселова:

— Все–таки если не сам должник, то хотя бы его родственники, как правило, понимают, что на кону дорогостоящая недвижимость, и стараются оплатить накопившиеся долги. Порой достаточно угрозы ареста автомобиля, чтобы нашлись деньги. Однажды едва замаячила такая перспектива, как должник уже звонил жене и просил привезти нужную сумму — около 1.500 рублей долга перед «Минскэнерго». Зачастую жена и вовсе не знает о какой–то задолженности — муж уверяет, что все оплатил, хотя на самом деле потратил деньги иначе. Обычно, стоит правде всплыть на поверхность, средства тут же находятся.

От исков — к делу


И все же лишиться квартиры из–за неоплаченной «коммуналки» — перспектива вполне реальная. Расчетно–справочные центры Минска за 6 месяцев подали уже 485 исковых заявлений на выселение хронических должников. 187 из них еще находятся на рассмотрении в судах. А в 32 случаях в иске отказали, поскольку в квартирах живут несовершеннолетние дети — довольно часто именно по этой причине процедуру выселения не удается довести до логического конца. Хотя, например, в ЖРЭО № 1 

Фрунзенского района количество исков об отчуждении квартир из–за постоянной неоплаты жировок только растет: в 2014 году их было 3, в 2015–м — 5, за первое полугодие 2016–го — уже 3. Задолженность за коммунальные услуги внимательно отслеживается, объясняет юрисконсульт ЖРЭО Анастасия Завалий:

— После иска об отчуждении у должника есть еще год, чтобы добровольно погасить долг. В противном случае по новому иску местному исполнительному органу разрешают реализовать недвижимое имущество неплательщика, чтобы компенсировать образовавшуюся задолженность. Совсем недавно мы получили такое решение о продаже и соответственно выселении из комнаты с общей кухней по улице Одинцова. Казалось бы, основная задолженность не так и велика — около 488 рублей основного долга, но накопилось 1.350 рублей пени, поскольку с января 2014–го по декабрь 2015–го собственник платил за коммунальные услуги буквально три раза...

Что ж, простая истина — уж если за «коммуналку» и образовалась задолженность, нужно начать хотя бы частично ее погашать — до некоторых доходит слишком поздно.

Цифры «СБ»

Общая сумма задолженности по «коммуналке» в Минске на 1 июля — 19 млрд неденоминированных рублей. 16,1% должников тянут с оплатой 2 — 3 месяца, 1,7% — 7 — 12 месяцев, а 0,2% — больше чем 37 месяцев. Неплательщикам послали 105.536 предупреждений, 1.243 должника посетили на дому работники РУВД, 5.242 раза отключали коммунальные услуги. Вообще, в Минске проживает 29% всех должников. Общая же задолженность по коммунальным платежам по стране — 111 млрд неденоминированных рублей.

Кстати

В России выселить собственника из жилья для дальнейшей его продажи можно лишь в том случае, если сумма долга превышает стоимость квартиры. Еще одно важное условие — у него должны быть другие квадратные метры, пригодные для проживания, то есть из единственного жилья выселить невозможно. В Украине на жилье может быть наложен арест с дальнейшей продажей, если сумма задолженности превысила 14.500 гривен (около 1.150 белорусских рублей). Не повлияют на судебное решение даже проживающие в квартире несовершеннолетние дети или нетрудоспособные граждане. Если же долг не превышает указанную сумму, то для его уплаты будет продано имущество должника. Как и в США, где, помимо этого, могут заморозить его банковские счета. Однако главный фактор воздействия там — тесная связь банков и коммунальных служб, сообщающих о должниках, у которых в итоге портится кредитная история.

Был случай


Пять лет назад в одном из районов Минска суд все–таки вынес решение переселить две семьи с несовершеннолетними детьми. В одном случае безответственные жильцы лишились двухкомнатной квартиры и впятером оказались в однокомнатной. Почти 4,5 года они не платили за коммунальные услуги и без малого год жили без света, воды и газа, которые им отключили за неуплату. Еще одна семья прописалась в комнате с общей кухней — они не вносили оплату 5,5 года! Был случай, когда три брата чуть не потеряли 4–комнатную квартиру, потому что никак не могли решить, кто за нее должен платить. А один молодой минчанин такой квартиры таки лишился — его выселили в однокомнатную.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 165 (25047). Вторник, 30 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter