Плата за дельту

КГК предлагает принять меры по реформированию в системе ЖКХ

Комитет госконтроля предлагает принять меры по реформированию в системе ЖКХ

Тарифы ЖКХ — тема, всегда рождающая множество вопросов у горожан. Одни не уверены, точен ли приходящий им счет, другие не знают, куда обращаться в случае нарушений, третьи знают, что ЖЭС самовольно завысил тариф. Разумеется, в каждом из этих случаев гражданам хочется ясности. Но, как выясняется, недочеты в жировках – это лишь верхняя часть айсберга. Завышение себестоимости услуг позволяет организациям ЖКХ необоснованно получать бюджетные субсидии. Недавние проверки, проведенные Комитетом госконтроля, вскрыли множество злоупотреблений коммунальщиков.

Помимо «туманностей» тарификации, к представителям отрасли ЖКХ нареканий немало. Председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать убежден: проблемы в отрасли – самая чувствительная болевая точка для большинства граждан страны. Ведь с облупившейся штукатуркой в подъезде или постоянно капающей трубой в стояке сталкивался практически каждый, не говоря уже о затягивающихся до бесконечности капитальных ремонтах и несоблюдении температурного режима в квартире. Кстати, из того вала жалоб на коммунальщиков, которые ежегодно приходят в КГК, не менее 30 % занимают нарекания именно на их работу. «Это не нормально. Тем более что государство ежегодно затрачивает огромные суммы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства. Так, в 2008—2009 годах на эти цели было направлено более Br 6,1 трлн., в первом квартале нынешнего года – Br 708,1 млрд. Однако, как показали комплексные проверки, эти государственные средства расходуются с нарушениями», — отметил председатель КГК.

«Недостатки и упущения в работе организаций жилкомхоза вызывают обоснованные жалобы граждан в различные инстанции, — соглашается заместитель председателя КГК Александр Агеев. — За 2009 год только в наш комитет поступило 792 обращения, за первый квартал 2010-го – 215». Ежегодно организациям Минжилкомхоза доводится показатель по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг в сопоставимых ценах, однако она постоянно растет. Спору нет, для этого немало объективных факторов: повышение цен на энергоресурсы, стройматериалы… Но, как показали проверки КГК, рост себестоимости происходит и по другим причинам: необоснованное отнесение затрат на себестоимость, нерациональное использование и перерасход ресурсов, завышение стоимости работ, выполненных сторонними организациями, нарушения в оплате труда.

Например, УЖРЭП Ленинского района Гродно в 2008—2009 годах необоснованно отнесло на себестоимость услуг затраты по зарплате в сумме Br 81,2 млн., а также завысило на Br 2,4 млрд. издержки по теплоснабжению, в результате необоснованно получило из бюджета субсидии на сумму Br 323,7 млн. А УП «ЖРЭО Ленинского района Минска» в результате завышения КУП «Экорес» тарифов излишне израсходовало 62,0 млн. руб. на оплату услуг по обезвреживанию твердых бытовых отходов. КУП «Смолевичское ЖКХ» отнесло на себестоимость услуг документально неподтвержденные затраты на сумму Br 1,9 млрд., а также на премирование работников (Br 177,8 млн.). КУП «Слуцкое ЖКХ» включило в себестоимость услуг неподтвержденные затраты по выработке теплоэнергии на сумму Br 1 млрд.

В КГК отметили: законодательство, регулирующее порядок отнесения затрат на себестоимость услуг ЖКХ, во многом устарело и практически не учитывает изменения, которые произошли и в вопросах формирования цен, и в аспектах их регулирования. «Например, предприятия Минжилкомхоза при расчете состава затрат, включаемых в себестоимость продукции предприятий, вносят в состав расходов отчисления на проведение физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы по месту жительства. Такие нормы действительно были введены в 1999 году, но в 2004-м постановлением Совмина были отменены. Тем не менее коммунальщики гнут свою линию и продолжают все делать по-старому», — говорит начальник Главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства КГК Виталий Дерех. При этом специалист указывает: при учете производственных затрат и калькулировании себестоимости услуг на предприятиях ЖКХ также предусмотрен ряд уже отмененных статей расходов, таких как чрезвычайный налог, целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений, отчисления в инвестиционный фонд.

В КГК предлагают принять меры по реформированию и реорганизации Министерства ЖКХ. «В стране сегодня сложилась громоздкая и многоступенчатая система оказания жилищно-коммунальных услуг, с дублированием в отдельных случаях функций. У предприятий ЖКХ двойное подчинение: в части нормотворчества они подчиняются министерству, в части контроля исполнения — облисполкомам и местным органам власти. При этом предприятия ЖКХ напрямую не подчиняются министерству», — пояснили на коллегии ведомства. Что любопытно, несколько лет назад специалисты КГК уже выступали с подобными высказываниями, но их предложения носили скорее рекомендательный характер без конкретного алгоритма действий. В настоящий момент, проанализировав материалы проверки, коллегия КГК предложила правительству рассмотреть вопросы о внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность юрлиц за нецелевое использование отчислений населения на капитальный ремонт жилищного фонда, а также за завышение стоимости выполненных за счет этих средств работ по капремонту. Кроме того, в ведомстве рекомендовали проанализировать затраты, относимые на себестоимость техобслуживания, и принять меры по минимизации их состава.

Ряд поручений, направленных на снижение себестоимости и повышение качества оказываемых населению услуг, дан Минжилкомхозу. В частности, ведомству поручено совместно с облисполкомами и Мингор-исполкомом принять меры по сокращению потерь и неучтенных расходов воды, обеспечению участия собственников и нанимателей жилых помещений в оценке качества и полноты услуг, оказанных им организациями жилищно-коммунального хозяйства.

В КГК подчеркнули: неплохим подспорьем для контроля за надлежащим обслуживанием жилищного фонда могли бы стать товарищества собственников. Министерство жилищно-коммунального хозяйства никогда не претендовало на монополию в этой области, а заинтересованные контролеры из числа жильцов с удвоенным бдением могли бы следить за качеством и своевременностью выполнения услуг. Но у этого предложения есть и другая сторона – к товариществам собственников у КГК также немало вопросов. Проводимые ранее проверки показали: нецелевое использование средств и в товариществах стало почти нормой. Подсчитано: сейчас в стране существует примерно 5 тыс. жилищно-строительных кооперативов, половина из которых осуществляет самообслуживание жилого фонда. Кроме этого более 60—70 % товариществ собственников также находится на самообслуживании. В ближайшее время в Беларуси может быть принят указ, который, с одной стороны, узаконит деятельность по управлению общим имуществом в многоквартирных жилых домах, с другой — ужесточит контроль за деятельностью товариществ собственников.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter