Органы опеки "забрали" ребенка в связи с тем, что он находился в социально опасном положении

Плата и расплата

Из–за задолженности по оплате «коммуналки» могилевчанка лишилась ребенка. 10–летнего сына у 47–летней Инессы Нефедовой забрали по решению комиссии по делам несовершеннолетних администрации Октябрьского района Могилева. На первый взгляд звучит дико и нелогично: родительница ведь не какая–нибудь запойная алкоголичка, а приличная дама, с двумя высшими образованиями. Казалось бы, исполком, школа, в которой учится Денис, должны действовать не карательными методами, а протянуть руку помощи матери, попавшей в трудную жизненную ситуацию. Но почему–то выбрали именно этот сценарий. В житейской коллизии разбиралась наш собственный корреспондент.


10–летнего Дениса Нефедова в Могилевский городской социальный приют привезли в сентябре. После того как в квартире на проспекте Пушкинском, где он проживает с мамой, за неуплату отключили электричество и газ. Когда сигнал — дело было летом — из расчетно–кассового центра поступил в школу, где учится ребенок, и в администрацию Октябрьского района, к Нефедовым пожаловала комиссия. Обследовать жилищные условия, выяснить, действительно ли ребенок находится в социально опасном положении.


Заместитель главы администрации Октябрьского района Могилева, председатель комиссии по делам несовершеннолетних Наталья Халецкая уточняет:

— К жилищным условиям претензий не возникло: чисто, уютно, хорошая обстановка. Ребенок ухоженный, досмотренный. Но за «коммуналку» его мама действительно сильно задолжала. И на этом основании лишилась элементарных благ. Потому и встал вопрос: что делать с мальчиком? Ведь не может же он жить в квартире, где нет света, не работает холодильник, не на чем приготовить еду. И как школьнику, который ходит на вторую смену, вечером делать уроки? При свечах?

Почему Нефедова оказалась в столь плачевном положении, в администрации района знают. Инесса почти год не работала. Сотрудники КДН, школы пытались помочь ей с трудоустройством, обращались в службу занятости. Но ни один из предложенных вариантов Нефедову не устроил. То должность не та, то оклад слишком мал. За зарплату в 300 рублей, по их словам, мама пахать не собиралась, за 500 — тоже. Аргументировала: из этих 500 рублей 200 будут высчитывать за долги по «коммуналке»...

Казалось бы, для человека с двумя высшими образованиями трудоустроиться — не проблема. Но вскрылся один нюанс. С последнего места главного бухгалтера Нефедову уволили по статье. За прогулы. И эта запись в трудовой книжке, конечно, смущала потенциальных работодателей. Нет работы, дохода — соответственно копятся долги.

Дом, в котором живет неплательщица Инесса Нефедова

У Нефедовой две квартиры. За одну из них — однокомнатную на проспекте Пушкинском, где Инесса зарегистрирована и проживает с ребенком, она задолжала 680 рублей. Плюс — 326 рублей — пеня. За вторую, трехкомнатную, по переулку 1–му Южному в общей сложности с пеней набежало 415 рублей. Маме не раз объясняли: не погасите — сына заберут в приют. Предлагали даже определить Дениса туда добровольно. На 2 месяца. Бесплатно. Пока Инесса не найдет постоянный источник дохода.

Что примечательно, найти его она могла и не трудоустраиваясь. Например, если бы сдала в аренду одну из квартир. Не захотела. Правда у Нефедовой своя:

— Кто будет снимать жилье, в котором только за «коммуналку» в месяц надо платить 200 рублей? Так дорого, потому что в ней никто не зарегистрирован... А ребенка до 14 лет на отдельную жилплощадь одного не пропишешь.

Странная логика. Даже тем, кто находится в лагере сочувствующих Инессе, понять ее сложно. Сдавать ведь можно другое жилье, с регистрацией. Или, к примеру, продать автомобиль, собственницей которого Нефедова является... Она, впрочем, тем год и жила, что сбывала имеющиеся у нее драгоценности. Но лишиться квартиры или машины в силу привычки оказалась не готова. К хорошему ведь привыкаешь быстро. Сама Инесса уверяет: она никакой не олигарх, сына поднимает одна, его отец в воспитании участия не принимает, тем более не помогает материально:

— Мне рассчитывать не на кого, родителей нет давно, бабушка, которая долго болела и за которой я ухаживала, тоже ушла... А одной как ребенка растить? Когда на работу ходить, если Дениса надо в школу отвести, встретить, кушать ему приготовить, дома убрать...

В этом приюте живет сегодня 10-летний Денис Нефедов

Что все так живут, для Инессы, как ни странно, не аргумент. И то, что у нее забрали единственного сына, считает несправедливым. Дескать, есть закон, а есть человеческое отношение.

По–человечески ли ставить на одну чашу весов единственного долгожданного ребенка, а на другую — материальные блага, похоже, мама не подумала. А ведь для любого нормального родителя ответ очевиден... Вот и Инесса трудоустроилась — на полставки — лишь после того, как Дениса отправили в приют. Теперь ежедневно, а то и по нескольку раз в день его навещает. Погасила долги по «коммуналке» — около 1.000 рублей. Правда, осталась еще пеня — рублей 500...

По маме четвероклассник Денис скучает. Но особого дискомфорта от того, что живет не с ней, похоже, не испытывает. Быстро сошелся и с детьми, и со взрослыми. Любит смотреть телевизор, играть в настольный футбол, шашки и шахматы. Любознательный, развитый, социально адаптированный, он успел подружиться с новыми одноклассниками — поскольку временно живет в приюте, его перевели в школу, что неподалеку. Исполняющая обязанности заведующей Могилевским городским детским социальным приютом Наталья Ковальчук уверяет:

— С ним, как и с остальными ребятами, которые к нам попадают, работала психолог, никаких нарушений в психике не выявила. Дружелюбный, открытый, помогает другим делать уроки. О маме говорит только хорошее. Дескать, она не виновата, что он тут оказался, просто у нее нет денег, потому что уволили с работы...

В 37–й школе, где учился Денис, говорят о том же. С мальчишкой никаких проблем не было: и успеваемость хорошая, и поведение. Надеются — ученик к ним вернется, когда мама заберет его домой.

Когда — вопрос открытый. В приюте мальчик может находиться до полугода, и за его пребывание там Нефедовой придется платить. А пока она не получила даже первую зарплату и не решила проблем с задолженностью, об этом не может быть и речи. Когда Дениса забирали из квартиры, в доме из съестного были лишь чашка бульона и пластиковая баночка магазинного салата...

КОМПЕТЕНТНО

Заведующая сектором по работе с задолженностью населения Могилевского центра городских информационных систем Екатерина Сорока:

— У Нефедовой общий долг по «коммуналке» около 1.500 рублей. Основной она погасила, но осталась пеня. Спишет исполком ее долг, претензий к маме у нас не будет. Такое уже случалось, если родительница одна растит 3 детей, ее бюджет ниже прожиточного минимума, ей стараются помочь. Но ведь у Нефедовой — иная история. Ей есть что продать, чтобы рассчитаться с долгами, ее нельзя отнести к категории бедных. Почему же ей должны делать поблажки?

Заместитель начальника отдела образования администрации Октябрьского района Могилева Эмилия Поляк:

— Мама сама виновата, что довела ситуацию до предела. Задолженность у нее была с лета, ей объясняли, чем это чревато. Когда поняли, что не слышит, ребенка, находившегося в социально опасном положении, по Декрету № 18 Президента изъяли из семьи. Если бы и после этого мать не трудоустроилась, коммунальщики могли по закону, в принудительном порядке, через суд обязать ее сдавать одну из квартир в аренду, ведь их в ее собственности две. Теперь ни продать квартиру, ни машину она уже не вправе. С момента, когда несовершеннолетний ребенок находится на гособеспечении, действует запрет на отчуждение имущества. В целях его же защиты. А то вдруг какой–нибудь нерадивый родитель все распродаст, деньги потратит, и воспитанник интерната по достижении совершеннолетия останется ни с чем. Надеемся, Инесса создаст все условия, чтобы ее сыну было комфортно в родной квартире, а не в приюте.

УРОК НЕ ВПРОК

Случай, когда мать из–за долгов по «коммуналке» лишилась детей, в Могилеве не первый. В 2016 году у 38–летней горожанки Оксаны Новицкой отобрали 8 детей. Многодетная мама непьющая, но непутевая — так долго не рассчитывалась за квартиру, что в ней сначала отключили электричество, а после — газ. Без света и теплой пищи детям никак, поэтому комиссия по делам несовершеннолетних администрации Октябрьского района Могилева определила их в приют и дом ребенка. Дав матери, которая на тот момент вот–вот должна была родить девятое дитя, срок на работу над ошибками. Итог печальный: мама за ум не взялась, четверых ее детей уже усыновили, остальные — на гособеспечении. Долг у Новицкой к этому времени уже почти 14 тысяч рублей. Но выводов она, похоже, не сделала — уже беременна десятым...

olgak53@mail.ru

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter