Речицкие мультипликаторы собираются участвовать в кинофестивалях

Пластилиновая жизнь

Дети из Речицы снимают социальные ролики на заказ для предприятий и организаций. Студия «Мульти-пульти» при местном эколого-культурном центре существует около двух лет. За это время десятки школьников в возрасте от 8 до 14 лет научились создавать персонажей, писать сценарии и монтировать мультфильмы, но не простые, а с глубоким смыслом и экологической направленностью. За созданием нового шедевра удалось понаблюдать и корреспонденту «Р».


По следам вороны

Прививать детям любовь к природе — одна из основных задач Речицкого эколого-культурного центра. Но экологическое воспитание  нужно было сделать не только важным, но и интересным. Два года назад директор центра Наталья Игнатенко и загорелась идеей снимать мультики наподобие любимой «Пластилиновой вороны». За помощью обратились в Гомельский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. Там откликнулись быстро — на воплощение идеи выделили компьютер, фотоаппарат и мебель.

— Мы должны научить, что нельзя ломать ветки, обижать бедных животных, нельзя разрисовывать дома, мусорить, что надо быть добрыми и спасать природу, — девятилетний Юра Лабушев сосредоточенно растапливает под настольной лампой пластилин.

Разноцветные липкие брусочки — основной материал юных мультипликаторов. Сейчас они пробуют и рисовать свои сюжеты, но чаще в мультфильмах снимают реально осязаемых, объемных героев. 

Монстры в замедленном движении

Руководитель студии младший научный сотрудник центра Алеся Белая раздает указания скульпторам. В декорациях не хватает деревьев, потому участники съемочной группы принимаются за создание растений. Много трудностей неожиданно вызывает обыкновенная белая береза. Ствол если и получался стройным, то никак не хотел удерживать вес веток. Алеся Белая тут же приходит на выручку.

— Все, что есть в кадре, создается руками детей с посильной помощью взрослых. И герои, и декорации должны быть проработаны очень скрупулезно и надежно. Машины ездят, деревья стоят, у персонажей двигаются руки и ноги, но в то же время они не должны разваливаться на части.

Сценарий нового мультфильма, как и все предыдущие, придумывали вместе. Истории всегда со смыслом. В копилке экомультистудии ролики про сельчанина, который сжег все вокруг, разведя костер в неположенном месте, правильную сортировку мусора, задыхающуюся планету и жизнь насекомых. Сейчас на очереди — «триллер» о прилетевших на Землю героях «Корпорации монстров». Инопланетяне ужасаются, видя, до какого состояния люди довели планету, и принимаются учить местных обитателей, как правильно обращаться с природой. 

Детально вылепленные мохнатый гигант Салливан и одноглазый зеленый Майк уже стоят на своих позициях, готовые к пробной съемке. Сцена первая — появление пришельцев на автостраде. По двухполосной дороге в разных направлениях движутся автомобили, из пещеры появляются монстры, рядом шевелятся ветки деревьев. На все это действо направлен объектив фотоаппарата. 

Восьмилетняя Алия Ахмадиева учит меня:

— Чтобы они потом на экране все двигались, нужно постепенно, каждый раз на пару миллиметров передвигать все фигурки. Сделали фото — чуть-чуть передвинули, сфотографировали — снова передвинули.

Если кто-то из героев, ведомый рукой ассистентов режиссера, вдруг упадет, всю сцену придется переснимать заново. Восстановить абсолютно точно предыдущее положение героев еще не удавалось никому из мультипликаторов.

Магия синема

За оператора сегодня серьезный Леша Давыденко. С девчонками он говорит мало и по делу:

— Почему до сих пор не выходит второй монстр? Он отстает. Ты далеко передвинула, слишком быстро едет машина. Куда?! По этой полосе в другую сторону движение!

Алия и ее подруга Ксюша Шульженок в деле создания мультфильмов себя считают людьми опытными. Ведь занимаются уже несколько месяцев! Потому с интонациями учителей рассказывают о технической части.

— Чтобы снять мультик длиной в минуту, нужно более тысячи кадров.

— Потому что одна секунда — это 40 кадров. 

Отснятый материал монтируется на компьютере. В этом процессе участвуют и сами воспитанники студии. Они учатся накладывать титры и музыку, а вскоре планируют заняться озвучиванием персонажей.

Будущий мультфильм про монстров и природу тоже потенциально может оказаться на ТВ. Часть уже завершенных роликов как социальная реклама создавалась по заказу Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также предприятия «Спецкоммунтранс», занимающегося сбором отходов. Но голубая мечта у директора центра Натальи Игнатенко другая:

— У нас в стране нет конкурса детской мультипликации. Но можно подать заявку на конкурс кинематографии для детей «Лiстападзiк». Мы очень хотим принять участие в конкурсе. Конечно, для этого нужно будет снять не минутный ролик, а полноценный масштабный мультфильм. Понадобится очень много сил и умения, но думаю, мы вполне способны составить конкуренцию.

valchencko@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter