Пластиковая карточка пока ещё большая лежебока

Что мешает более активно реализовывать в электронном виде принцип «одного окна»?
Какая сложилась ситуация? Количество пластиковых карточек, выданных жителям Беларуси, недавно превысило два миллиона единиц. Это значит, что практически каждый второй работающий (всего последних 4,3 миллиона) соотечественник стал ее обладателем. А насколько эффективно используется этот современный инструмент, призванный осуществлять безналичные платежи? Увы, ответ на этот вопрос пока не очень оптимистичен. Пластиковая карточка у нас все еще, образно говоря, большая лежебока. В ход идет пока нечасто. Около 97 процентов объема операций с ее использованием составляет наличный оборот, что никого не устраивает. Держатели карточек, получив зарплату с применением электронной технологии, по большому счету, должны быть заинтересованы не в том, чтобы бежать к ближайшему банкомату и превратить безналичные деньги в наличные, а в том, чтобы осуществлять те или иные платежи, используя сумму, «загнанную» в кусочек пластика. Не устраивает это и банки. Внедряя на практике идею применения пластиковых карт, они, естественно, рассчитывают, что деньги долго будут оставаться в банковской системе. Заинтересованы в том, чтобы предложить держателям карточек максимально большой спектр различных услуг по оплате посредством пластиковой карточки. Наконец, такое положение дел не устраивает и государство. Оно стремится до минимума уменьшить наличный оборот, сделать его при этом максимально прозрачным. Естественно, заинтересовано в проведении безналичных операций как юридическими, так и физическими лицами. Итак, все вроде бы заинтересованы в продвижении такой современной и прогрессивной формы финансовых расчетов. Тем не менее дело продвигается достаточно сложно. Думается, главным тормозом являются организации, предприятия, фирмы, не переводящие на пластиковые карточки своих работников из-за боязни возможных осложнений на этапе внедрения. Среди многих других дает о себе знать и такая проблема: далеко не каждое предприятие или организация на сегодняшний день имеет современные информационные системы. И обработка информации идет по старинке, в бумажном виде. Не спешат здесь переходить на электронную систему платежей. Приятным исключением являются работающие на нашем рынке операторы сотовой связи. Компании VELCOM, МТС, «БелСел» не только активно применяют такого рода новшества, но и подталкивают тех, кто занимается развитием безналичных расчетов на базе платежно-справочных терминалов, к более интенсивному внедрению новых форм и видов услуг. Все это способствует тому, что едва ли не главную свою ценность, какой является свободное время, люди вынуждены тратить на стояние в очередях, особенно когда наступает время пик в оплате коммунальных и иных платежей. Какие поступают предложения Наиболее активно сотрудничает с ведущими банками Беларуси по созданию и развитию системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт СП ЗАО «Международный деловой альянс» (IBA). В 1997 году компания начала поставлять в республику банкоматы. Ныне из 880 имеющихся в Беларуси банкоматов около 400 установлены благодаря усилиям этого совместного предприятия. В настоящее время предприятие занимается не только поставкой банковского оборудования самообслуживания (в том числе и POS-терминалов) таких ведущих мировых производителей, как Wincor-Nixdorf, Hypercom, но и в кооперации с Министерством промышленности выпускает свое отечественное оборудование, которое в три—пять раз дешевле западных аналогов. Такой уровень цен позволяет «Международному деловому альянсу» вполне конкурировать с российскими компаниями и выйти на российский рынок. Компания занимается не только поставкой программно-технических средств, но и их сервисным обслуживанием. Оказывает комплексные услуги по инсталляции и сетевой интеграции банковского оборудования для систем самообслуживания, а также поиску решений по расширению его функциональных возможностей с целью предоставления дополнительного перечня услуг владельцам пластиковых карт. За семь лет сотрудничества связи с белорусским банковским сообществом значительно развились и укрепились. Прежде всего с «Беларусбанком», «Белпромстройбанком», «Приорбанком», «Славнефтебанком», «Белинвестбанком», «Национальным процессинговым центром» и другими. Развивая инфраструктуру системы безналичных расчетов, они постоянно расширяют сеть терминального оборудования по приему пластиковых карт, внедряют новые формы обслуживания. Поиск последних, создание привлекательных условий для вовлечения в систему безналичных платежей широких слоев населения требуют от производителей терминального оборудования более чутко реагировать на запросы банков, учитывать требования сегодняшнего дня, в том числе и то, которое Президент Александр Лукашенко назвал принципом «одного окна». Именно этот принцип и реализуется в электронном виде благодаря усилиям «Международного делового альянса». В 2002 году компания IBA представила на белорусский рынок новый продукт — платежно-справочные и информационные терминалы (инфокиоски), которые предназначены для оперативного предоставления справочной и рекламной информации, проведения безналичных платежей в режиме самообслуживания. В настоящее время она разработала ряд моделей инфокиосков, отличающихся как по функциональному, так и по конструктивному исполнению. Программное обеспечение терминалов позволяет проводить оплату услуг сотовой связи, коммунальные платежи, услуги электроснабжающих организаций и т.п. с помощью пластиковой банковской карточки. Практически это выглядит так. Задумали, например, мы оплатить коммунальные платежи. Подошли к установленному платежно-справочному терминалу. Прогулялись по меню, набрали свой лицевой счет, нажали ввод, оплатили требуемую сумму. Приятный женский голос, используемый в качестве звукового сопровождения, объявил: «Операция завершена». Мы получили и документальное подтверждение в виде чека. На всю операцию потребовалось около 30 секунд. Когда же во второй раз мы производили оплату посредством терминала IBA, потребовалось уже не более 10 секунд. Дело в том, что введенная нами в предыдущий раз информация сохраняется в электронной базе данных. Клиенту остается произвести оплату. Тот же приятный женский голос, «спрятанный» внутри умного аппарата, напомнит вам, чтобы вы не забыли забрать свою карту. Встроенная система звукового сопровождения при необходимости оказывает клиенту действенную помощь в затруднительных ситуациях. Сенсорный экран в сочетании с программным обеспечением позволяет создать удобный интерфейс пользователя для работы в режиме самообслуживания. Мне довелось наглядно, на практике, убедиться: внедрение платежно-справочных терминалов в банковские системы, на предприятиях торговли и сервиса, в сфере обслуживания позволяет создать развитую сеть приема безналичных платежей, повышает качество обслуживания, предоставляет возможность владельцам пластиковых карт производить расчеты за оказанные услуги в удобное для них время и в удобной форме. А вот внедрение таких новых технологий оставляет желать лучшего. Возьмем информационные терминалы, столь широко применяемые в других странах. Например, в Австрии цивилизованный человек не растеряется в случае, если не знает, как добраться в нужное место. Здесь огромное количество терминалов, которые предоставляют информацию такого рода. Достаточно подойти к одному из них, чтобы быстро сориентироваться, выбрать правильный путь. Какова же ситуация в нашей стране? Все в основном остается на уровне намерений. Наблюдается труднообъяснимая инертность и медлительность. В то же время делегация Москвы около года назад приезжала в Минск и ознакомилась с электронными информационными технологиями СП ЗАО «Международный деловой альянс». Москвичей они очень заинтересовали. И вот на днях пресс-служба правительства Москвы сообщила, что мэр российской столицы Юрий Лужков подписал распоряжение об установке в Москве электронных информационных киосков. Они будут предоставлять жителям и гостям Первопрестольной транспортную, муниципальную информацию, а также данные о различных предприятиях города как в текстовом, так и в графическом виде. Согласно подписанному распоряжению до 25 февраля нынешнего года будет разработана концепция-программа по размещению таких киосков в городе-мегаполисе. Каждый киоск представляет собой отдельную конструкцию, все компоненты которой заключены в стальной короб. Подобные киоски могут находиться как внутри здания, так и снаружи, функционировать как свободно стоящие конструкции или примыкать к остановкам. Установка данной системы начнется уже в нынешнем году. Приведенный пример показывает, насколько быстро откликнулись и реализовали предложение минской компании московские градоначальники. Увы, у нас в стране находится масса причин для проволочек. Правда, с продвижением услуг иного рода дела складываются более успешно. Очень тесный творческий контакт при внедрении новых форм платежей установился у компании IBA с предприятиями «Гомельэнерго» и «Могилевэнерго». Поддерживает новые проекты и руководство концерна «Белэнерго». Внедрение новых форм платежей становится возможным во многом благодаря активной поддержке «Беларусбанка», который можно по праву назвать лидером в этой области. Осуществляется перспективный проект «Нефтекарт» со «Славнефтебанком», призванный обеспечивать пополнение пластиковых карт при оплате горюче-смазочных материалов, в котором задействованы как Минск, так и Мозырь. В той же Австрии, которую мы уже упоминали, практически нет кассиров. Все операции по приобретению билетов осуществляются в режиме самообслуживания при помощи терминалов. Подошел к одному из них, вставил пластиковую карточку, зону необходимую выбрал, нажал на кнопку — и билет у тебя в руках. Считаные секунды уходят на эту процедуру. Сергей Левтеев, генеральный директор «Международного делового альянса», мечтает, чтобы услуги такого рода оказывались и нашим соотечественникам. Он верит, что в ближайшее время на Белорусской железной дороге будет внедрено такое новшество при покупке билетов, по крайней мере, на пригородные поезда. Одним словом, все больше находится причин для того, чтобы пластиковая карточка перестала быть лежебокой и пошла в больший оборот. Надо только настойчивее преодолевать барьеры, встающие на ее пути. Как преодолеть инертность Думается, каких-то особых рецептов здесь нет. Берясь за внедрение современных технологий, надо больше думать о людях, пользователях услуг. Перенимать при этом ценный опыт, накопленный в других странах, но в первую очередь использовать потенциал и возможности отечественных производителей. Того же СП ЗАО «Международный деловой альянс». Оно не на словах, а на деле заботится о том, чтобы экономить свободное время жителей Беларуси, предоставлять им новые услуги в режиме самообслуживания за счет расширения функциональных возможностей пластиковых карт. В компании создана развитая инфраструктура сервисной службы на основе технического центра, в котором работают квалифицированные специалисты, глубоко погруженные в банковские и информационные технологии. Здесь имеются склады запчастей на все поставляемое оборудование, стенды для тестирования сложных ситуаций и проводится обучение специалистов заказчика. Технический центр сертифицирован на соответствие международным стандартам ISO 9001, которое уже неоднократно подтверждал. В сфере платежно-справочных терминалов «Международный деловой альянс» является лидером и старается упрочить завоеванные позиции. Нередко разработанные и внедренные белорусами современные технологии гораздо активнее применяются нашими соседями. Поэтому, внедряя такие технологии, нашей стране, как нам представляется, надо думать и о более активном их продвижении. Иначе окажемся на задворках. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter