Почему в Беларуси резко увеличилось число специальных помещений для выращивания конопли?

Плантации беды

Вместе с МВД разбираемся в причинах новой напасти 

«Милиция выявила помещение, специально приспособленное для выращивания конопли» — не слишком ли часто в последнее время стали мелькать похожие новости? Минск, Могилев, Гомель, Брест, Жодино, Ивацевичи, Столбцы — таких наркодельцов в частных домах, квартирах и гаражах находят по всей стране. Действительно ли на наркорынке Беларуси вновь произошла своеобразная перестановка? С чем связан всплеск подобных преступлений?

Догадка подтвердилась 

В Главном управлении по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД подтверждают: такая тенденция на самом деле есть. Причем масштабы гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Резко выросло число выявленных помещений, специально приспособленных для выращивания наркосодержащих растений. «Мы проанализировали ситуацию и выяснили, что за весь прошлый год таковых было 28. Только за девять месяцев 2020-го уже 46», — приводит цифры замначальника 1-го управления ГУНиПТЛ Екатерина Шелегова.


В Бобруйске местный житель в своей квартире оборудовал помещение, специально приспособленное для выращивания конопли.
фото youtu.be

Вот несколько наиболее ярких примеров. В сентябре в Бобруйске обнаружили такое помещение. Изъяли восемь кустов растения и 1,5 кг марихуаны, а также различное оборудование. В дачном доме этого же фигуранта нашли еще 9 кг наркотика. Видно, что человек занимался производством профессионально и отнюдь не только для себя. В том же месяце в Могилеве из квартиры драгдилера изъяли 22 куста конопли и соответствующую технику. А в самом конце октября выявили и вовсе экзотический для наших краев случай. В квартире дома одного из престижных районов Минска 25-летний минчанин выращивал галлюциногенные грибы. Изъяли более 0,5 кг готового продукта, а заодно грибницу, споры, оборудование. В тот же день в Борисове оперативниками наркоконтроля обнаружено еще одно помещение, но уже приспособленное для выращивания конопли. Заготовленные почти 4 кг марихуаны уже не достанутся тем, кто не прочь испортить здоровье зельем. К слову, чаще всего мини-производства запрещенных веществ выявляют как раз в Минске и столичном регионе. Наиболее распространенный вариант для таких помещений — обычные квартиры. На втором месте — дачи и частные дома. Реже используются гаражи, подвалы. 

Решили восполнить дефицит 

Почему активизировались такие «ботаники»? Заместитель начальника ГУНиПТЛ Андрей Саладовников говорит, что на обстановку в стране по-прежнему влияет коронавирус. Эпидемиологическая ситуация продолжает необычным образом сказываться на процессах, которые происходят не только в обществе, но и в преступном мире. «Наркорынок не стал исключением. Совсем недавно преобладали запрещенные вещества растительного происхождения, такие как гашиш, сейчас его становится меньше. Пути следования обрезаны из-за закрытых границ. Стало меньше и других привозных наркотических веществ. Возник дефицит, который спровоцировал субъектов этого преступного рынка на непривычные для обычного времени шаги. Интернет-магазины начали перекупать друг у друга запрещенный товар. Масса закладок уменьшилась. И если, скажем, год назад одна доза составляла полграмма, то сегодня не более 0,3 грамма. При этом стоимость возросла», — Андрей Вячеславович рассказывает, что некоторые потребители и распространители стали переориентироваться, чтобы восполнить дефицит. Решили сами наладить преступный бизнес, отказавшись от услуг интернет-магазинов. Как видим, наиболее удобным вариантом оказалось выращивание конопли для изготовления марихуаны. 

К счастью, выявить подобные помещения довольно просто. Долго такие схемы априори существовать не могут. В ГУНиПТЛ удивляют: в этом милиции здорово помогают сознательность наших граждан и нежелание мириться не только с беспокойными соседями, но и с перспективой других проблем, связанных с наркотиками. Нередки сообщения жильцов о постоянно горящем на балконе свете и силуэтах подозрительных растений. Жалуются и на сомнительных лиц, зачастивших в соседнюю квартиру, на специфический запах, доносящийся из-за чужих дверей. Весьма оперативно реагируют на такие сообщения, как правило, участковые и наркоконтроль. Отсюда и результат.
Для агрономов-любителей, специализирующихся на выращивании марихуаны для продажи, ответственность весьма сурова — от 3 до 7 лет лишения свободы. 
Еще один тренд. Ограничения в передвижении вынудили преступников чаще пользоваться почтовыми услугами. Отсюда увеличение количества международных отправлений, в которых находились семена наркосодержащих растений. Дело еще в том, что культивируемая, например, в Нидерландах марихуана содержит более опасные каннабиноиды. Впрочем, это не значит, что белорусская конопля безобидна. И несмотря на то что в 2020 году специальную операцию «МАК» не проводили, говорят в наркоконтроле, это не помешало выявлять и уничтожать плантации дикорастущих наркосодержащих растений. 

Страны, легализовавшие марихуану, просто капитулируют перед проблемой 

Поскольку речь зашла о растительном наркотике, в МВД рассказали еще об одном тревожном явлении. В последнее время некоторые страны во время проведения Комиссии по наркотическим средствам ООН, ежегодно проходящей в Вене, все чаще поднимают вопрос об изменении классификации марихуаны и включении ее в список веществ, которые применяются в медицинских целях. 


Большинство стран — участниц Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, принятой ООН, против внесения таких изменений. Однако предложение по марихуане все равно выносят на повестку каждый год. Обсуждения продолжаются… Беларусь в числе противников такой корректировки. В ГУНиПТЛ отмечают, что с марихуаны, как правило, все и начинается. И те страны, которые легализовали ее, можно сказать, капитулировали перед проблемой борьбы с наркоманией и решили пойти по пути наименьшего сопротивления. В этих государствах руководствовались следующим принципом: лучше пусть молодежь употребляет марихуану, чем синтетические наркотики. «В то же время международные эксперты уже в 2017 году признали, исходя из анализа наркопотребления в тех странах, где марихуана полностью либо частично легализована, — это решение не спасло еще ни одного молодого человека от потребления более опасных наркотиков», — акцентирует Екатерина Шелегова. Напротив, число зависимых ребят, равно как и тех, кто желает сделать первую пробу, увеличивается в разы из-за доступности марихуаны. 

Сотрудник наркоконтроля изымает закладку с наркотиком. Еще год назад одна доза весила 0,5 г, сейчас — не более 0,3.

zhur@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter