Планшеты: «за» и «против»

B некоторых школах ученикам младших классов заменили стопку учебников на нетбуки. И вот новый поворот в теме школьной компьютеризации...

«СБ» уже писала о начале эксперимента: в некоторых школах ученикам младших классов заменили стопку учебников на нетбуки. И вот новый поворот в теме школьной компьютеризации. Десятиклассникам лицея БГУ предложили другой вариант — электронные книги, так называемые ридеры. В чем особенности новшества? За чем будущее — за нетбуками или ридерами? Искать ответы мы отправились в лицей БГУ.


Включайтесь!


Одни превозносят электронные нововведения в образовании, приводя в пример опыт Китая, Японии, Сингапура и Австрии, другие — категорически против привязки детей к компьютерам: мол, нельзя отходить от классической системы обучения. Но и те и другие наверняка позавидуют ученикам химико–биологического класса лицея БГУ. Ведь им теперь не нужно таскать с собой учебники: просто положил в сумку планшет весом всего–то 530 граммов — и к занятиям готов.


Урок химии. Тема — «ковалентная связь». Виталий Матулис, кандидат химических наук, доцент кафедры неорганической химии БГУ, начинает занятие не с привычного «откройте учебники», а с просьбы включить планшеты:


— Удобно в первую очередь для учителей. Вчера у нас была контрольная, каждому из учеников я разослал условия задач по блютузу. Можно давать и индивидуальное задание, ведь все планшеты подписаны.


Да и другие педагоги вроде довольны: не нужно приносить ученикам горы распечаток, все можно сбросить в электронном виде, в том числе и презентации. А дома лицеист, чтобы повторить пройденное, в любое время включит планшет — тут и графики, и картинки, и формулы.


Но почему выбор пал на ридеры? Александр Жук, первый заместитель министра образования, отмечает, что это была инициатива Белгосуниверситета. А Сергей Абламейко, ректор БГУ, объясняет такое решение просто: «Мы брали во внимание следующие критерии: безопасность для здоровья, компактность и небольшая масса, наличие сетевых интерфейсов, простота в использовании и понятный интерфейс. Важный момент: благодаря технологии «электронной бумаги» экран планшета не светится, глаза не устают, у него нет проблем с углами осмотра и солнечными бликами. Все планшеты, которые передаются лицеистам, имеют сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты».


Выводы – через два года


И все же, насколько это безопасно? Авторы идеи уверены: как и у стандартной электронной книги, воздействие ридеров на глаза минимально, ведь плазменные экраны менее вредны, нежели жидкокристаллические. Это отчасти подтверждает и Виктория Красильникова, главный внештатный детский офтальмолог Минздрава: «Безусловно, нагрузка на органы зрения увеличится. Но на планшетах можно регулировать контрастность изображения, размер шрифта и другие параметры, чего не сделаешь в обычном учебнике».


Беспокоит родителей и другая проблема — дороговизна планшетов. Ведь не исключено, что по завершении эксперимента приобретать их придется уже за свои деньги. Между тем планшеты для лицея покупали в Украине — ридеров белорусской сборки вообще днем с огнем не сыщешь. В результате каждый «потянул» где–то на 480 долларов. Появится ли у нас достойная замена импорту? На наш вопрос в ДРУП «Интегралтехнис», входящем в состав ОАО «Интеграл», который занимается разработкой и производством ЖК–видеомониторов и персональных компьютеров, заверили, что уже в следующем году там планируют начать разработку электронных планшетов:


— Правда, при одном условии — если бюджет выделит на этот проект деньги. По техническим характеристикам такая новинка будет улучшена, ведь прогресс не стоит на месте. А что касается стоимости, то она будет не выше, чем у заграничных аналогов. Опять надежда «на бюджет»: он что — резиновый?..


Пока же ученики выделяют еще одно преимущество ридера — длительность его автономной работы: без подзарядки можно прочитать около 7 тысяч страниц. А это больше месяца упорной учебы! В планшетах, которые получили лицеисты, записаны электронные версии школьных учебников, а также учебно–методические комплексы, разработанные педагогами лицея БГУ. Плюс более 500 книг классической литературы на русском и английском языках, 44 словаря. Лицеистки Ксения Волнистая и Яна Дыба охотно рассказывают о своих электронных книгах:


— Ридеры распознают любой текстовый формат! Здесь есть выход и для наушников: вчера писали аудирование по английскому — очень удобно, а ведь еще можно слушать тексты и на русском, немецком, французском, украинском.


Правда, предполагается, что ридеры будут использоваться параллельно с обычными учебниками: в электронном формате существуют пока еще не все книги. Но это дело времени. Вот и Виталий Матулис шутит: мол, не сбросил на планшеты задачи ЦТ по химии — будет стимул купить бумажный вариант.


И все–таки нетбуки или ридеры появятся со временем в школах? Или в ранцах так и останутся привычные учебники? Во сколько это обойдется? В Министерстве образования пока не спешат с выводами: посмотрим, что будет через два года, когда придет время подводить итоги экспериментов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter