Плановая ломка

Красив и опрятен Минск, если смотреть на него с широких центральных проспектов.
Красив и опрятен Минск, если смотреть на него с широких центральных проспектов. Но есть в городе одна серьезнейшая проблема: четверть его территории занимают сельские усадьбы. Это несколько десятков деревень, в разное время окольцованных и поглощенных мегаполисом. Одни называют царскими селами. Жизнь там приятна. Другие - позабытые Богом островки большого города, где нет добротных асфальтированных дорог, наличие инженерных коммуникаций зависит исключительно от инициативы и толщины кошелька жителей, которые, помимо сада и огорода, содержат кур, гусей и даже коров. Впрочем, есть у них, пожалуй, одно сходство: за каждую пядь полученной в пользование земли хозяева готовы стоять насмерть. Шутка, конечно, но не без доли истины. Квадратный метр земли в центре столицы - на вес золота. Если буквально, то рыночная его цена равна стоимости 20-граммового слитка этого драгоценного металла...

В начале июля Мингорисполком предпринял масштабное наступление на частный сектор. За спиной городских чиновников стоят 130 тысяч семей, которым нужно строить жилье. Если идти по пути наименьшего сопротивления и продолжать захват плодородных земель пригородных колхозов, то неровен час - черта города будет простираться до Смолевичей, Заславля и Дзержинска. Очевидно, что это не вариант. Потому город еще в прошлом году принял комплексную программу реконструкции территорий индивидуальной застройки до 2015 года. А нынче решено 10 лет не ждать, а сносить и строить быстрее.

Но легко сказать. На объявленное ускорение жители первых двух сносимых островков частной застройки в районе улиц Богдановича и Маяковского ответили отчаянным сопротивлением. У меня на столе лежит письмо собственников домов, копии которого направлены в Комитет госконтроля, Парламент, департамент финансовых расследований, Прокуратуру и газеты. Они считают, что застройщики и суды, куда обращаются переселенцы, попирают закон. Частная собственность в нашей стране защищена Конституцией, и все, что изымается у человека по какой-то общественно важной причине, должно быть полностью компенсировано. За сносимый дом предусмотрены 4 варианта компенсации: получение в собственность квартиры, равноценного дома со всеми хозпостройками, участка земли с переносом туда строений или денежная компенсация. На деле же у домовладельцев выбора нет. Им предлагают только квартиры. Почему? На этот и другие вопросы ответит наш эксперт, заместитель председателя Мингорисполкома Вячеслав КУШНЕР.

"Мы, жители квартала улиц Великоморская - Козыревская - переулок Дачный в Минске, обращаемся с просьбой о помощи в безысходной и критической ситуации. ПК "Минскстрой" начинает вести долевое строительство многоквартирных жилых домов со сносом существующей индивидуальной застройки. В суд Ленинского района направляются необоснованные иски о насильственном выселении нас, законных собственников и землепользователей, в предоставляемые концерном квартиры. Но по статье 44 Конституции Беларуси "принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества". Концерн "Минскстрой" отбирает у нас дома, надворные постройки, сады, огороды, дворы, значит, должен предложить равноценный обмен. В действительности нам дают наихудшие варианты квартир на первых или последних этажах, с неизолированными комнатами, без балконов, то есть такие, которые на рынке пользуются наименьшим покупательским спросом. Более того, в нарушение Жилищного кодекса в одну квартиру вселяют несколько семей. Никаких выплат за сносимые строения, зеленые насаждения и прочие убытки нет. Как так можно?"

Семьи Нитиевских, Нагорских, Л.Погодина и другие.

- Все земли городов используются в соответствии с генеральными планами развития и землеустройства их территории. Генплан развития Минска до 2030 года утвержден. Он представляет собой баланс интересов всех жителей. Одни территории будут преобразованы за счет ликвидации усадебной застройки, другие реконструированы и уплотнены. Из 15 тысяч городских усадеб 5 тысяч придется снести. В первую очередь это коснется восьми центральных зон: пр-т Дзержинского - ул. Гурского; пр-т Дзержинского - ул. Железнодорожная; ул. Орловская - Щедрина, ул. М.Богдановича - Беды, ул. Жуковского - Аэродромная; ул. Хоружей - Кропоткина; ул. Маяковского - Козыревская, Одесская - Котовского. Для первых четырех районов уже разработан детальный план реконструкции, и снос усадебной застройки там начнется в этом, а закончится в 2011 - 2015 годах.

Почему именно эти участки? Они расположены в наиболее примыкающих к центральным магистралям районах и имеют высокую градостроительную ценность. Вместе с новым жильем там будут построены дороги, детсады, школы, поликлиники. Да и если по-житейски рассудить, может ли улица большого города, где с каждым годом увеличивается количество личного автотранспорта, вести в тупик? Я имею в виду улицу Беды. Или взять жилой поселок МАЗа. Там есть бараки, где люди годами живут без прописки. Весной я на машине не смог туда проехать - дороги разбиты. Что, правильнее все оставить, как есть?

Снос частного сектора в Минске планировался еще в 1982 году. Но уже тогда было ясно: бюджетных средств города никогда не хватит, чтобы этот план осуществить. Сегодня ситуация меняется. Жилье стало товаром, очень выгодным. Скажу по секрету: московские фирмы готовы были даже взяться за это доходное дело. Но мы будем решать проблему комплексно. Генеральным застройщиком освобождаемых территорий, по всей видимости, станет УКС Мингорисполкома. Он подготовит площадки, инженерные сети и затем предложит их на конкурсной основе частным застройщикам.

Конечно, ни одна организация не должна нарушать закон, тем более Основной Закон государства - Конституцию. Споры жильцов сносимых домов и застройщиков будут решаться в суде. И очень плохо, когда возникают такие жалобы. Во всех конкретных случаях мы разберемся. При местных администрациях есть специальные комиссии, которые оценивают каждое сносимое строение, дерево, кустик. Все это компенсирует застройщик. Недовольных, как правило, не остается.

Проблема тут в другом. Как только мы выносим предупреждение об изъятии земель городских усадеб для государственных нужд, начинают происходить довольно странные вещи. Количество жильцов в каждом доме растет в геометрической прогрессии. Хотя формально прописка там запрещена. Муж с женой непременно разводятся. И в результате в среднем приходится выделять по 4,5 квартиры вместо одного небольшого домика.

Хотите конкретный пример? Как раз из справки администрации Ленинского района по поводу отселения жильцов дома N 23/46 по переулку Дачному. Цитирую: Хвалей З.В., собственнику 3/8 части дома, на 4 человека с их согласия выделена 3-комнатная квартира в жилом доме по улице Физкультурной общей площадью 77 квадратных метров; Нагорской Е.В., собственнику 5/24 частей дома (12 кв. метров), выделена однокомнатная квартира в доме по ул. Плеханова общей площадью около 45 квадратных метров; Нагорскому А.В. и Нагорскому Д.В., собственникам 5/48 частей дома (6 кв. метров), с их согласия выделена 2-комнатная квартира по ул. Филимонова общей площадью около 60 квадратных метров. Погодиной Л.Е., собственнику 5/24 частей дома (12 кв. метров), выделена 2-комнатная квартира в доме по пр. Рокоссовского общей площадью 60 кв. метров. Всего для отселения Нагорских и Погодиной предоставлены 3 отдельные квартиры общей площадью 164,5 кв. метра вместо занимаемых ими 38 кв. метров. Квадратный метр жилья в центре города на вторичном рынке сегодня стоит около 600 долларов. Несправедливо? Ответьте на этот вопрос сами. По данным института "Минскградо", строительство на месте зон сноса обходится примерно на треть дороже, чем обычное.

- Но людей беспокоит то, что по Жилищному кодексу у них есть выбор предложений, а на деле нет?

- Согласен. Мы не можем предложить этим людям ни земельные участки под застройку, ни дома усадебного типа. Но только потому, что их нет. Еще в 2000 году мы обследовали все теоретически свободные земли города, подходящие для возведения коттеджей. Их 250, но фактически ни одного. Свободного. В свое время все земельные наделы были кому-то переданы в пользование. И теперь, чтобы изъять их у людей, нужно иметь веские основания и пройти через длительные суды. Кое-где возведены коттеджи. Незаконно. За 5 лет нам удалось освободить всего несколько десятков городских земельных участков. Они были выставлены на аукцион и ушли с молотка по 150 - 200 долларов за квадратный метр.

Для казны это большое подспорье. И мы намерены сделать рынок земли в столице корректным, прозрачным и чистым.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter