Пламенное племя

Почти 500 человек, сгоревших в пламени взорвавшихся бензовозов? Даже привыкнув к ежедневным новостям о терактах в Ираке, от этой информации испытываешь шок.
Почти 500 человек, сгоревших в пламени взорвавшихся бензовозов? Даже привыкнув к ежедневным новостям о терактах в Ираке, от этой информации испытываешь шок. Кстати, в сообщениях информагентств из северного иракского города Мосула, где смертники одновременно взорвали четыре бензовоза, меня больше всего поразила деталь — горели столетние деревья... Похоже, температура в эпицентре взрыва была поистине адской.

Впрочем, куда страшнее накал межплеменной борьбы, охватившей весь Ирак. Ведь при всей запредельности, абсурдности происходящих в Ираке событий в них просматривается четкая, хотя и бесчеловечная логика: там идет взаимное истребление населяющих эту многострадальную землю племен и конфессий. Накапливаемые веками исторические обиды, противоречия, да и просто фанатичное неприятие «не своего» — это отдельная тема разговора о тонкостях Востока. Сегодня же очевидно одно: к трагической хронике межконфессионального противостояния между суннитами и шиитами на этот раз вписана новая строка: теракт был направлен против представителей курдского религиозного меньшинства — езидов.

Это очень интересный народ, как пишут, их не более 500 тысяч в мире, но преимущественно они живут именно в Ираке, с совершенно уникальной религией, сочетающей элементы древних иранских верований, иудаизма, христианства и ислама одновременно. Курды–езиды очень ревностно сохраняют свою культуру, и выражается это, в первую очередь, в строгой эндогамии: браки с иноверцами считаются одним из трех смертных грехов.

Именно эта особенность и стала формальной причиной обострившегося конфликта между езидами и местными мусульманами. Сообщается, что племенная война разгорелась после того, как в апреле этого года 17–летнюю девушку из семьи езидов родственники–мужчины забили камнями за то, что она встречалась с юношей–суннитом. Старый как мир сюжет — «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»... Итогом и стал один из самых кровопролитных терактов со времени начала войны в Ираке. Впрочем, за иракским Ромео маячит личина «Аль–Каиды»: именно ее боевики, по мнению местных правоохранительных органов, расстреляли в апреле в Мосуле 23 курда–езида, а также стояли за недавними нападениями в другом североиракском городе — Эмерли, где проживают этнические туркмены. Мосул и его окрестности со смешанным курдским, арабским и этническим туркменским населением считается одним из самых неспокойных районов Ирака.

Оказывается, геополитические повести куда более трагические. Семейные, а тем более кланово–племенные вендетты — это те местные «традиции и обычаи», которые схожи со спящим вулканом. Законсервированные в своей естественной среде — это экзотическая часть мирового ландшафта. Но геотектонические сдвиги, а именно таким сдвигом в политическом смысле стала «демократизация Ирака», приводят к страшному и неконтролируемому извержению.

Именно такое национальное «извержение» и происходит сегодня в многоплеменном и многоконфессиональном Ираке. И сколько бы ни говорили о передаче власти в руки иракского правительства, о списании многомиллиардных долгов этой стране, об очередном референдуме или очередных выборах — пламя племенной борьбы продолжает бушевать. Пока не выгорит горючее ненависти?

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter