Сегодня если не сам голод, то призрак его витает над городами и весями сытой и благополучной Европы

Плакала Крыся, как лес вырубали...

Нахожу в одной из соцсетей размышления тамошнего завсегдатая с польской локацией о том, как бы ловчее ограничить торговлю со страной-агрессором в отместку за сами знаете что. Предлагается снизить на пару градусов температуру в квартирах, раньше отключиться от отопления, не пользоваться плитой и духовкой, больше ходить пешком и ездить на «ровэры» (ровары, спадарыня, ровары — мову вучыце). И тем самым взять и обвалить поставки газа, нефти и прочих углеводородов, добытых не там и не теми.

Моя на такие инвективы реакция — как назло бабушке уши отморозить или, если чуть грубее, «мимо тещиного дома я без шуток не хожу». Поясню. Во-первых, вряд ли за такую инициативу скажут спасибо польские же оптовики от энергетики: газ они получили по предоплате, нужно отбивать затраты, а свои же граждане им предлагают капитал умертвить. Во-вторых, если вдруг панство вспомнит мезозойскую эру и станет готовить пищу сугубо на костре, то известная некрасовская строка может и так звучать: «Плакала Крыся, как лес вырубали», ибо будет европейской экологии полный абзац. И третье, самое главное: а будет ли, особенно когда съедят последних по ошибке забредших на польскую часть Беловежской пущи зубров, что готовить вообще? Поясню, что имею в виду.

«Если поле не производит, город не ест» — под этим девизом 23 марта митинговали фермеры в центре Мадрида на площади Сибелес. Что характерно, у скульптуры Кибелы, богини плодородия. Ибо корень проблемы именно в нем, плодородии. Поддерживают которое, как известно, внесением минеральных удобрений. А поскольку 70 процентов тех, что страна импортирует, изготавливались из российского сырья, а правительство бездумно ввязалось в санкционную войну, то все, приплыли… Убытки от недобора урожая планируются колоссальные.

Трагичность ситуации для испанских и прочих европейских (и не только) сельхозпроизводителей в том, что положение исправить никак нельзя. Не спасает даже наличие собственных мощностей по производству тех же азотных удобрений. Причина проста: исходное сырье для их получения — природный газ, 80 процентов затрат приходится именно на него. А он откуда? Из России, вестимо. Которая, и это вынуждены признавать, пусть и скрипя зубами, все западные эксперты и аналитики, свои обязательства по поставкам исполняет исправно. И не она в ответе, что эти самые эксперты и политиканы так увлеклись поисками альтернативных источников, что цены на газ взлетели до немыслимых значений. И вот смотрим, что получилось дальше.

Истина из разряда бесспорных: при стоимости газа 700 и более долларов за тысячу кубов расходы только на него для получения тонны аммиака приближаются к 800 долларам, что делает выпуск удобрений нерентабельным. Поэтому уже с середины сентября прошлого года, когда цена превышала 880 долларов за тысячу кубов, приостановили производство несколько европейских заводов, принадлежащих транснациональным корпорациям, а норвежская Yara (та самая, которой и хочется и колется) снизила его на 40 процентов. А в феврале ушли в бессрочную забастовку рабочие крупнейшего в Литве завода по производству азотных удобрений. Любопытно, науседы-ландсбергисы, сделавшие все возможное, чтобы положить страну на лопатки, рассорившиеся со всеми, с кем можно, включая Китай, обвинили их в том, что они важности момента не понимают. А что понимать, если работы нет, зарплаты нет, а стоимость жизни… сами знаете.

Это, напомню, был сентябрь и уже подорожали на 60—70 процентов удобрения. И это только цветочки. Ягодки — 2250 долларов за тысячу кубов на прошлой неделе, сто- и более процентный рост стоимости конечного минерального продукта. А как она взыграет после решения России перевести расчеты за газ с недружественными странами, в списке которых аккурат вся Европа, на рубли, — вопрос открытый и очень интересный.

Но даже если европейские фермеры (а назвать их супербогатыми никак нельзя) как-то извернутся, им, как это принято, например, в нашей стране, финансово помогут правительства, удобрений-то все равно не хватит. Тупо следуя в фарватере американской санкционный политики, Европа по уши вляпалась в дурнопахнущую, говоря языком аграриев, органическую субстанцию. Поясняю почему. Из производимых в год почти 25 миллионов тонн минеральных удобрений в действующем веществе Россия 65 процентов их экспортировала, причем львиную долю в Евросоюз и США.

Продолжатся ли эти поставки — большой вопрос, спровоцированный саботажем логистических компаний, отказывающихся работать с российскими грузами. «Заместить российские удобрения либо крайне сложно, либо вообще невозможно. Если отгрузки с химических заводов прекратятся, цены улетят в небеса и минеральные удобрения станут буквально на вес золота, а то и платины, сельскому хозяйству Европы грозит настоящая катастрофа — сокращение на 30—50 процентов объемов производства сельхозсырья, в том числе пшеницы», — читаю в одном солидном обзоре (чисто субъективно и на полях этих заметок: а вам не кажется, что на фоне «минерального» кризиса и усилий по его преодолению широко разрекламированное было органическое земледелие — это не панацея от голода, а удачный маркетинговый ход?)

Удручающие перспективы, зияющие высоты, не правда ли? Да и перспективы ли? Ведь уже сегодня если не сам голод, то призрак его витает над городами и весями сытой и благополучной Европы.

И сегодня даже в самом страшном сне не могу представить, что наш аграрный министр будет увещевать соотечественников: «Мы можем облегчить ситуацию, делая ответственные покупки и приобретая только то, что нам нужно. Ничего не нужно «хомяковать» дома: ни туалетную бумагу, ни подсолнечное масло. Это гарантировало бы, что цены взлетят до потолка». Это министр сельского хозяйства богатейшей и благополучнейшей Германии Оздемир взывает к совести и генетической приверженности к «орднунгу» своих земляков, которые тащат из маркетов полные тележки подсолнечного масла, муки, сахара. Несколькими днями раньше он уже предлагал немцам есть меньше мяса, но, видимо, услышан не был.

А вот еще «инфа», подтверждающая, что, говоря о голодных бунтах, я краски нисколько не сгущаю. «Кто сеет голод, пожинает мятеж» — это главный лозунг митингующих граждан Албании, которые требуют снизить цены на продукты и бензин. «Наш пустой бак — ваш пустой желудок» — девиз дня дальнобойщиков Гамбурга.

Что бывает, когда лозунг, вброшенный в массы, овладевает массами, нужно объяснять?..

P.S. Интересно, а те западные эстетствующие интеллектуалы, которые «пляжылі» нашего Президента, назвавшего трактор лучшим лекарством от ковида, запасов нахомячили или еще в очередях давятся? Дошло до них, что в каждой шутке есть лишь доля шутки? И что пока Европа сидела в жестоком локдауне, европейцы получали дубинками по головам за его нарушение, мы у себя выпускали тракторы и комбайны, сеяли, пахали и убирали хлеб, произвели столько продовольствия, что не только себя гарантированно кормим, но и полмира обеспечиваем. И никаких препятствий: азот, фосфор, калий производим на своих заводах, а газ стоит не тысячи, а чуть больше сотни долларов за тысячу кубов.

kuchko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter