Плачу — не плачу

Депутаты готовят проект закона о защите прав потребителей услуг жилищно–коммунального хозяйства
Депутаты готовят проект закона о защите прав потребителей услуг жилищно–коммунального хозяйства

О коммунальниках мы вспоминаем, как правило, лишь тогда, когда течет крыша, отсыревают стены, затягивается капремонт. К сожалению, случается это нередко. По словам Николая Куцко, заместителя председателя Постоянной комиссии по аграрным вопросам Палаты представителей Национального собрания, каждое третье обращение избирателей — жалоба на неуют и дискомфорт в доме или квартире.

Нынешней осенью Парламент будет рассматривать проект нового Жилищного кодекса. Документ, направленный на создание рациональных и удобных для человека условий проживания. Кроме того, год назад инициативная группа депутатов задалась целью найти оптимальный баланс интересов ЖЭСов и прав жильца и начала работу над законом о защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг.

Кстати, точно измерить их объем до сих пор не получается. Например, меньше половины индивидуальных домов и квартир у нас оборудованы счетчиками воды, а приборами учета тепла так и вовсе единицы. Но экономия, к которой призывает страну Директива Президента № 3, начинается на каждой кухне, с бюджета каждой семьи. Только так, общими усилиями жилье станет комфортным и оптимальным по затратам на его содержание.

Нынче они слишком велики, и государство вынуждено брать более половины расходов на себя. Путь практически тупиковый. Хотите доказательства? На днях во время плановой учебы депутаты посетили некоторые объекты жилищно–коммунального хозяйства (ЖЭС, расчетно–справочный центр, водоканал) и, так сказать, воочию ознакомились с насущными проблемами отрасли.

По словам министра жилищно–коммунального хозяйства Владимира Белохвостова, основных — две. 80 процентов жилья в стране приватизировано, но собственники квартир не желают принимать активного участия в их обслуживании. Хотя товариществ собственников сейчас вдвое больше, чем ЖЭСов, но они предпочитают не столько работать, сколько по старинке — жаловаться. Не могут найти грамотного управляющего домом либо управу на недобросовестного. Не хватает законодательных рычагов и элементарных знаний. Вторая проблема — коммерческие структуры не идут в коммунальный бизнес как заведомо убыточный.

Между тем в Концепции развития жилищно–коммунального хозяйства до 2015 года сделана ставка на создание конкурентной среды и появление эффективного собственника дома. Это основа основ реформы отрасли, которая завязла в условиях дотационно–убыточной системы. К слову, соотношение государственного и частного сектора в ЖКХ нынче

99 : 1. Хотя, конечно, форма собственности в этом деле не главное, но все же, согласитесь, цифры весьма говорящие. О полном отсутствии конкуренции. Административный ресурс, на котором сейчас зиждется система ЖКХ, хорош в смысле наведения порядка и дисциплины. Но с точки зрения сокращения издержек и, как следствие, снижения цен — эффективность не на высоте.

«Жилищно–коммунальное хозяйство постепенно должно переводиться в режим безубыточного функционирования, — сказал, подводя итоги учебного дня депутатов, заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Сергей Заболотец. — Одновременно следует обеспечить адресную поддержку малообеспеченных граждан».

Но кроме пряника, необходим еще и кнут... для должников. Ежемесячно работники коммунального хозяйства недосчитываются 50 миллиардов рублей за предоставленные услуги. Это почти треть их общей среднемесячной стоимости. Некоторые граждане умудряются не платить за воду, свет и газ годами. Министерство жилищно–коммунального хозяйства предлагает депутатам предусмотреть в новом Жилищном кодексе норму о выселении злостных неплательщиков. В том числе и выкупивших свои квартиры. Сегодня на них нет законодательной управы.

Что из увиденного и услышанного во время традиционной учебы возьмут на вооружение наши избранники, станет известно уже нынешней осенью.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter