Плачет дедушка у банкомата...

Не секрет ведь, что банки, действующие на территории Беларуси, в последнее время призывают нас забыть о наличности. Вот и план Национального банка Беларуси предусматривает создание в течение 2013—2015 годов необходимых условий для организации выплаты зарплаты работникам субъектов хозяйствования всех форм собственности через банковские счета.

ГОТОВЫ ли мы к полному переходу на использование пластиковых карточек?

Не секрет ведь, что банки, действующие на территории Беларуси, в последнее время призывают нас забыть о наличности. Вот и план Национального банка Беларуси предусматривает создание в течение 2013—2015 годов необходимых условий для организации выплаты зарплаты работникам субъектов хозяйствования всех форм собственности через банковские счета.

С одной стороны, если вдуматься, сегодня бумажные купюры — вещь более чем неактуальная. В некоторых развитых странах люди максимально избавлены от общения с ними — негигиенично и непрактично (бумага всегда может порваться, потеряться, а если украдут — не вернешь, в то время как карточку всегда можно заблокировать в случае воровства или утраты). А с другой — как обойтись без наличности человеку там, где еще не вполне развита сеть безналичных расчетов? Где старику, скажем, из отдаленной деревушки взять рубли на покупку продуктов? «Говорят, что скоро все пенсии переведут на банковские карточки! А как быть нам, одиноким старикам, которым без посторонней помощи в вопросе получения денег не обойтись?» — такие обращения в редакцию, увы, не редкость.

Одна моя родственница-пенсионерка решила перевести свою пенсию на пластик. Мол, деньги на карточке «работают», на них начисляются проценты, а это пускай маленький, но очень приятный бонус. Однако пожилая женщина не учла некоторых моментов. Теперь, чтобы получить пенсию, ей приходится идти к банкомату не одной, а с сыном или дочерью. Конечно, процесс обучения бабушки современным технологиям продвигается, и со временем она, думаю, сможет действовать самостоятельно, однако как скоро?

Моим родственникам еще повезло: они живут в райцентре, а значит, и банкоматы у них в шаговой доступности, чего не скажешь о жителях деревень. «БН» уже писала о случае, когда для того, чтобы снять деньги с карточек, сельский люд снаряжает в город человека, который берет с собой весь пластик односельчан с записанными на бумажках кодами. Увы, именно так пока у нас выглядит «банковский бизнес по-белорусски»: на карточки перевели, а подумали ли о клиенте?

Банковская карта клиенту выгодна лишь тогда, когда она удобна в использовании: если ты можешь с ее помощью расплатиться за любую мелочь в любом магазине или, в крайнем случае, без проблем снять деньги в банкомате. Но если ближайший банкомат в райцентре, в тридцати километрах от твоего дома, а в деревню приезжает лишь автолавка, пластик превращается в ненужную обузу, а его владельцы — в невольных заложников обстоятельств.

Поэтому прежде чем говорить о переводе всех поголовно на пластик, неплохо бы подготовить соответствующую инфраструктуру: банкоматы во всех без исключения населенных пунктах, инфокиоски, платежные терминалы в сельмагах и автолавках. И продумать, как отвадить от банкоматов мошенников, которые непременно появятся там, где есть возможность «помочь» не умеющим обращаться с современной техникой дедушкам и бабушкам и, естественно, извлечь из этого личную выгоду. А еще — позаботиться о персонале, который будет всю эту технику обслуживать. Потому как поломанный банкомат или тот, в котором нет денег, — это бесполезный железный ящик. И здесь следует задаться совсем иным вопросом: готовы ли наши банки к такому повороту событий?..

Юлия БОЛЬШАКОВА, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter