Плач по нерожденным спектаклям

Народный артист Беларуси, художественный руководитель театра имени Горького, лауреат премии «За духовное возрождение» Борис Луценко отметит завтра свой 70-летний юбилей

Борис  Луценко  с  возрастом  предпочитает  не  расстраивать  актеров,  а  настраивать  их…

Народный артист Беларуси, художественный руководитель театра имени Горького, лауреат премии «За духовное возрождение» Борис Луценко отметит завтра свой 70-летний юбилей. Он пришел в Горьковский, когда тот был еще академическим. Благодаря Луценко театр стал национальным. Более ста пьес поставил режиссер в стране и за рубежом, снял игровой фильм «Раскiданае гняздо» по произведению Купалы, создал оперный спектакль «Кавалер роз» Штрауса. А театральная Москва, например, до сих пор помнит его как автора «Макбета». Кто-то его ругает, кто-то им восторгается — с талантливыми и харизматичными всегда так. А он в свои 70 по-прежнему удивляет. Себя, коллег и нас, зрителей… Накануне юбилея Борис Иванович поделился с нашей газетой настроением и планами. 

О  себе 

Сейчас я ощущаю себя человеком, который хочет больше узнать о самом себе. Не об устройстве мира и даже не о новых пьесах. Такое ощущение, что я мало знаю Луценко. У Чехова есть слова: «Если бы сначала прожить жизнь начерно, а потом начисто, как бы это было прекрасно!» Замечаю, что в этом возрасте я стал больше удивляться тому миру, который меня окружает. А, узнавая себя, я стал больше интересоваться миром других. 

О  характере 

В молодости я был максималистом. Причем во всем. Например, если актриса опаздывала хотя бы на 10 минут на репетицию, я вызывал всю труппу и устраивал настоящий разнос. До сих пор ругаю себя за это. Сейчас я допускаю и прощаю актерам многие вещи. Уверен, что другого человека нельзя расстраивать. Его нужно настраивать: на хорошее расположение, положительные эмоции, светлые мысли. 

О  гениальности 

Я не считаю себя гением. Это не природная скромность, а объективный взгляд. Гений — это тот, кто делает переворот. В театральном мире это Станиславский, Брехт, Мейерхольд. Я, наверное, просто сумел вобрать в себя что-то лучшее от них и не более. Иногда мне приходят интересные мысли и открытия, но не так уж они гениальны. Все-таки гениев выбирает Бог… 

О  любимых  спектаклях 

После окончания курса у Маланкина нам с Валерием Раевским посчастливилось учиться в лаборатории у великого Георгия Товстоногова. Однажды я спросил у него, какие из своих работ он считает самыми успешными. Тот назвал только три спектакля. Необычайно требовательный был к себе! Я тоже могу назвать три работы: «Макбет» в Москве, «Ревизор» в Берлине и «Христос и антихрист». Хотя все мои работы — мои дети. А ведь дети всегда любимые, даже если и «неправильные» или больные. Тем более я безгранично ценю труд всех, кто работает над каждым спектаклем: от актеров до электриков. И  я уверен, что все эти люди трудятся не впустую. 

О  формуле  успеха 

Формула успеха есть. Ее мне помог вывести мой педагог, Учитель с большой буквы Владимир Маланкин. Во-первых, нужно родиться с талантом. Точнее, успеть вовремя его заметить и развить. Во-вторых, нужна огромная работоспособность, чтобы постоянно увеличивать и умножать талант. И, наконец, последний фактор — случай, который позволит проявить себя. 

О  творческой  кухне 

У меня много задумок и планов. Например, сейчас мы репетируем «Дураки на периферии» Андрея Платонова по новой методологии. Я еще не назначил ни одной роли: каждый актер приходит и сам выбирает, что ему близко. Они могут прочитать, показать свое видение, сделать этюд. Сейчас я уже могу терпеть все это «безобразие» и уверен, что метод «театр на стуле» работает, и я хочу это доказать. На такие репетиции можно приглашать, например, зрителей, по реакции которых я пойму, нравится им работа или нет, нужна ли она вообще. 

О  работе 

Хочу поработать со многими авторами. Сейчас, помимо Платонова, я «пробую» Осетинского, Булгакова… Кроме того, как художественный руководитель театра, я хотел бы, чтобы в репертуаре появился режиссер Абрамов, предложивший интересный вариант одного из произведений Горького. Кроме того, мы с молодыми артистами недавно вернулись из Москвы, где были в Центре поддержки русских театров. Там наладилось тесное сотрудничество с главным режиссером театра «Школа современной пьесы» Иосифом Райхельгаузом, с которым запланировали много интересных проектов. Планирую возобновить в театре «Доходное место» по Островскому. На днях, кстати, приезжает Аркадий Кац, так что к ноябрю, думаю, выпустим спектакль на сцену. Хочу пригласить режиссера кукольного театра Алексея Лелявского, который предложил к новому году поставить «Каштанку» Чехова.  Проектов много, главное, нужно реально оценивать свои силы. 

О  творческом  вечере 

Мой творческий вечер носит название «Исповедь лицедея». У Вознесенского есть гениальный «Плач по нерожденным поэмам». Моя исповедь — это плач по нерожденным спектаклям, по тому, что я мог сделать больше и лучше, по тому, что я где-то что-то упустил, прошел мимо, не использовал все свои возможности. Кроме того, я буду говорить о том, что подсказывает интуиция и жизнь. В своей исповеди я хочу открыться перед людьми, показать, что никогда не поздно обратиться  внутрь себя, ко Вселенной, к Богу… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter