История братьев Тышкевичей, создавших первый в Беларуси музей древностей

Пий, Евстафий, Константин

создали первый в Беларуси музей древностей, которому не суждено было подняться из руин

создали первый в Беларуси музей древностей, которому не суждено было подняться из руин


КТО БЫВАЛ в Логойске и гулял по его старому парку, раскинувшемуся вдоль правого берега Гайны, знает, как впечатляют его вековые дубы и липы, какую ауру старины и  прежнего могущества они излучают. Возраст этих великанов можно определить по руинам когда-то находившегося здесь замка — в буквальном смысле таких же великих, как эти деревья. Очевидно, что парк был заложен одновременно со строительством помещичьей усадьбы. Но когда, кем и почему от не такого уж старого по меркам мировой истории замка практически ничего не осталось?


Так выглядит усадьба Тышкевичей сегодня.

ЛОГОЙСК и его окрестности начиная с 1528 года связывали с Тышкевичами — одним из влиятельнейших родов того времени. В 1793 году после второго раздела Речи Посполитой город отошел к Российской империи. В то время он был центром богатого имения, принадлежавшего бывшему канцлеру ВКЛ Винсенту Тышкевичу и жмудскому каштеляну Станиславу Тышкевичу. Позднее доля Станислава Тышкевича перешла к его родственнику — маршалку шляхты Борисовского повета Доминику Тышкевичу. После смерти в 1813 и 1816 годах двух совладетелей логойского имения оно полностью осталось в руках младшего брата Доминика — Пия Тышкевича. Он вел семейную хронику, интересовался древностями, участвовал в археологических раскопках, и в знак признания заслуг в столетнем возрасте его избрали почетным членом Виленской археологической комиссии. Его жена Августа из рода Плятеров была под стать своему мужу. Она собрала огромную коллекцию документов (в том числе уникальных рукописей), книг, картин, древних предметов. Словом, именно эта семья стояла у истоков белорусского краеведения. 

В 1814 году недалеко от бывшего замчища Пий заложил новую усадьбу в современной дворцовой традиции ХІХ века. Дом построили в стиле ампир с элементами дорического архитектурного ордера. У него был широкий фасад центрального корпуса с шестиколонным портиком и два симметричных боковых крыла — фрагменты одного из них и стоят сегодня в логойском парке. В том же стиле ампир были выдержаны и интерьеры.

Вокруг дворца находился большой усадебно-хозяйственный комплекс. Согласно инвентарному описанию имения, составленному в 1844 году, он включал дворец из кирпича с гонтовой крышей на каменном фундаменте длиной 106 аршин (75 метров) и шириной 28 аршин, поварню из брусьев на каменном фундаменте длиной 28 и шириной 19 аршин, деревянную ледовню — длина 15 и ширина 13 аршин. Были здесь и хлев, конюшня, пуня, прачкарня, отдельное строение для сушения платья и дом для садовника.

Расположение дворца среди живописных холмов бывшего замчища Х—ХI веков было удачным для создания здесь пейзажного парка. Он заложен в английском стиле на площади 10 гектаров. Возле него при въезде стояла небольшая сторожка, которая, кстати, частично сохранилась и сегодня находится на территории одного из частных подворий. В парке росли в основном деревья местных лиственных пород — липы и дубы. А еще — клены, ясени, яворы, а через ручей были перекинуты многочисленные арочные декоративные мосты — их и сегодня могут увидеть прогуливающиеся в окрестностях. 

БОЛЬШУЮ известность Логойску принесли сыновья Пия — Константин и Евстафий. В 1837 году Константин Тышкевич основал здесь фабрику хлопковых изделий. В отчете минского губернатора за 1842 год отмечалось, что полотняная фабрика изготавливала товара на 5770 рублей в год, полотно поставлялось в Ригу, откуда, возможно, шло еще дальше по Европе. В 1850-е годы здесь производилось льняной и хлопковой ткани на 20—25 тысяч рублей серебром. Льняную пряжу для нее покупали в Минской губернии, а хлопковую — в английском Манчестере. Был в городе и свой литейный цех, который снабжал всю округу металлическими хозяйственными и земледельческими орудиями, предприятие по производству сахара и сбербанк. 

В 1837 году братья Тышкевичи начинают свою научную деятельность — раскопки многочисленных логойских курганов, итоги которых Константин Тышкевич подвел в монографии «О курганах в Литве и Западной Руси». Раскапывать их Тышкевичам помогали крепостные крестьяне. Когда они натыкались на человеческие кости, тут же бросали  лопаты и начинали молиться, никто и ничто в этот момент не могло заставить их продолжить работу. Так, Константин Тышкевич собственноручно положил начало изучению истории Логойска и Заславля, обследовав многочисленные городища. Он первым в Беларуси начал составлять топографические планы памятников, ему принадлежат планы 10 городищ. 

Позже, в 1842 году, на основе материалов собственных научных исследований братья Тышкевичи создали в Логойске музей древностей — первый на территории современной Беларуси. Он разместился в их усадебном дворце, заняв первые этажи боковых крыльев. Под экспозицию были отведены и залы-ротонды обоих этажей центрального эркера. Основу ее составляли вещи, найденные Тышкевичами в околицах Логойска и Минска при раскопках древних курганов: каменные изделия, предметы из железа, бронзы, древние знамена, гетманские булавы, маршальские жезлы. Коллекцию значительно пополнили экспонаты из сборов племянницы польского короля Станислава-Августа — Констанции, которая была замужем за гетманом Великого Княжества Литовского Людвигом Тышкевичем-Скуминым.

Среди уникальных художественных изделий был  в коллекции крест из серебра и золота, пожалованный польским королем Сигизмундом I в 1514 году костелу в городке Гайна. В музее экспонировались знамена, взятые полководцем Стефаном Чернецким у короля Швеции Густава. Всего в нумизматической коллекции братьев было 1140 медалей и монет. А в библиотеке, среди 3 тысяч книг, около 500 древних памятников книгопечатания, рукописей, стародавних географических карт и грамот.

В отделе искусств находились фигуры из слоновой кости со старинной резьбой, множество эскизов сюжетных композиций к картинам русских, белорусских, литовских и польских художников: Александра Орловского, Яна Дамеля, Валентина Ваньковича, Артура Бортельса, Франтишка Смуглевича, Яна Рустэма, Симона Чаховича, Иосифа Пешки.

Эскизы Яна Дамеля и учеников виленской школы живописи составляли несколько альбомов. В музее экспонировались автопортреты Яна Рустэма, Яна Дамеля, бюсты известных деятелей культуры Беларуси и Литвы, в том числе работы известного белорусского скульптора Рафала Слизеня (1803—1881 гг.), который после окончания Петербургской академии искусств жил и работал в своем поместье в Снове.

Гордостью музея были 200 произведений мастеров Рима, Флоренции, Неаполя, 48 копий с зарисовок западноевропейских художников греческого Парфенона, а также предметы из раскопок в итальянских Помпеях. Впечатляет? Музею Тышкевичей и сегодня сложно было бы найти равных в Беларуси, что уж говорить о времени его существования.

Где сегодня все ценности? Большую часть сами Тышкевичи вывезли в Виленский музей древностей, который они основали в 1855 году. Оттуда позже  они разъехались по всему миру. К слову, скульптурный портрет древнеримской женщины из коллекции Тышкевичей сейчас хранится в музее Копенгагена.

ПОСЛЕ революции 1917 года Тышкевичей постигла судьба других знатных родов, которым, чтобы спастись, пришлось покинуть фамильные поместья. После 1917 года во дворце размещался приют для беспризорных, школа, какое-то время он вообще пустовал. Позже здесь была тюрьма НКВД, во время Отечественной войны штаб-квартира немцев. В те годы дворец и был потерян для потомков — его попросту взорвали. Кто? Точного ответа нет даже у музейных сотрудников: они говорят, что дворец уничтожен при неясных обстоятельствах.

Тем не менее есть две версии этого взрыва. По одной — усадебный дом уничтожили сами отступающие немцы. По другой — дворец подвергся жестокому артобстрелу наших войск. Но, как бы там ни было, после войны местные жители растащили остатки дворца по кирпичам, чтобы заиметь себе хоть какую крышу над головой. В результате сегодня мы видим только часть стен бокового крыла дворца и окружающий его парк.

Говорят, в парке есть подземелье. Здесь в 1966—1968 годах проводил раскопки историк Штыков. Больше к истории дворца никто не обращался, но статус историко-культурной ценности ему все же присвоили, он находится под охраной государства. К сожалению, восстанавливать здесь уже нечего, поэтому мы вряд ли когда-нибудь увидим, как жил славный и ученый род Тышкевичей.

mizkevich@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter