создали первый в Беларуси музей древностей, которому не суждено было подняться из руин
КТО БЫВАЛ в Логойске и гулял по его старому парку, раскинувшемуся вдоль правого берега Гайны, знает, как впечатляют его вековые дубы и липы, какую ауру старины и прежнего могущества они излучают. Возраст этих великанов можно определить по руинам когда-то находившегося здесь замка — в буквальном смысле таких же великих, как эти деревья. Очевидно, что парк был заложен одновременно со строительством помещичьей усадьбы. Но когда, кем и почему от не такого уж старого по меркам мировой истории замка практически ничего не осталось?
|
В 1814 году недалеко от бывшего замчища Пий заложил новую усадьбу в современной дворцовой традиции ХІХ века. Дом построили в стиле ампир с элементами дорического архитектурного ордера. У него был широкий фасад центрального корпуса с шестиколонным портиком и два симметричных боковых крыла — фрагменты одного из них и стоят сегодня в логойском парке. В том же стиле ампир были выдержаны и интерьеры.
Вокруг дворца находился большой усадебно-хозяйственный комплекс. Согласно инвентарному описанию имения, составленному в 1844 году, он включал дворец из кирпича с гонтовой крышей на каменном фундаменте длиной 106 аршин (75 метров) и шириной 28 аршин, поварню из брусьев на каменном фундаменте длиной 28 и шириной 19 аршин, деревянную ледовню — длина 15 и ширина 13 аршин. Были здесь и хлев, конюшня, пуня, прачкарня, отдельное строение для сушения платья и дом для садовника.
Расположение дворца среди живописных холмов бывшего замчища Х—ХI веков было удачным для создания здесь пейзажного парка. Он заложен в английском стиле на площади 10 гектаров. Возле него при въезде стояла небольшая сторожка, которая, кстати, частично сохранилась и сегодня находится на территории одного из частных подворий. В парке росли в основном деревья местных лиственных пород — липы и дубы. А еще — клены, ясени, яворы, а через ручей были перекинуты многочисленные арочные декоративные мосты — их и сегодня могут увидеть прогуливающиеся в окрестностях.
БОЛЬШУЮ известность Логойску принесли сыновья Пия — Константин и Евстафий. В 1837 году Константин Тышкевич основал здесь фабрику хлопковых изделий. В отчете минского губернатора за 1842 год отмечалось, что полотняная фабрика изготавливала товара на 5770 рублей в год, полотно поставлялось в Ригу, откуда, возможно, шло еще дальше по Европе. В 1850-е годы здесь производилось льняной и хлопковой ткани на 20—25 тысяч рублей серебром. Льняную пряжу для нее покупали в Минской губернии, а хлопковую — в английском Манчестере. Был в городе и свой литейный цех, который снабжал всю округу металлическими хозяйственными и земледельческими орудиями, предприятие по производству сахара и сбербанк.
В 1837 году братья Тышкевичи начинают свою научную деятельность — раскопки многочисленных логойских курганов, итоги которых Константин Тышкевич подвел в монографии «О курганах в Литве и Западной Руси». Раскапывать их Тышкевичам помогали крепостные крестьяне. Когда они натыкались на человеческие кости, тут же бросали лопаты и начинали молиться, никто и ничто в этот момент не могло заставить их продолжить работу. Так, Константин Тышкевич собственноручно положил начало изучению истории Логойска и Заславля, обследовав многочисленные городища. Он первым в Беларуси начал составлять топографические планы памятников, ему принадлежат планы 10 городищ.
Позже, в 1842 году, на основе материалов собственных научных исследований братья Тышкевичи создали в Логойске музей древностей — первый на территории современной Беларуси. Он разместился в их усадебном дворце, заняв первые этажи боковых крыльев. Под экспозицию были отведены и залы-ротонды обоих этажей центрального эркера. Основу ее составляли вещи, найденные Тышкевичами в околицах Логойска и Минска при раскопках древних курганов: каменные изделия, предметы из железа, бронзы, древние знамена, гетманские булавы, маршальские жезлы. Коллекцию значительно пополнили экспонаты из сборов племянницы польского короля Станислава-Августа — Констанции, которая была замужем за гетманом Великого Княжества Литовского Людвигом Тышкевичем-Скуминым.
Среди уникальных художественных изделий был в коллекции крест из серебра и золота, пожалованный польским королем Сигизмундом I в 1514 году костелу в городке Гайна. В музее экспонировались знамена, взятые полководцем Стефаном Чернецким у короля Швеции Густава. Всего в нумизматической коллекции братьев было 1140 медалей и монет. А в библиотеке, среди 3 тысяч книг, около 500 древних памятников книгопечатания, рукописей, стародавних географических карт и грамот.
В отделе искусств находились фигуры из слоновой кости со старинной резьбой, множество эскизов сюжетных композиций к картинам русских, белорусских, литовских и польских художников: Александра Орловского, Яна Дамеля, Валентина Ваньковича, Артура Бортельса, Франтишка Смуглевича, Яна Рустэма, Симона Чаховича, Иосифа Пешки.
Эскизы Яна Дамеля и учеников виленской школы живописи составляли несколько альбомов. В музее экспонировались автопортреты Яна Рустэма, Яна Дамеля, бюсты известных деятелей культуры Беларуси и Литвы, в том числе работы известного белорусского скульптора Рафала Слизеня (1803—1881 гг.), который после окончания Петербургской академии искусств жил и работал в своем поместье в Снове.
Гордостью музея были 200 произведений мастеров Рима, Флоренции, Неаполя, 48 копий с зарисовок западноевропейских художников греческого Парфенона, а также предметы из раскопок в итальянских Помпеях. Впечатляет? Музею Тышкевичей и сегодня сложно было бы найти равных в Беларуси, что уж говорить о времени его существования.
Где сегодня все ценности? Большую часть сами Тышкевичи вывезли в Виленский музей древностей, который они основали в 1855 году. Оттуда позже они разъехались по всему миру. К слову, скульптурный портрет древнеримской женщины из коллекции Тышкевичей сейчас хранится в музее Копенгагена.
ПОСЛЕ революции 1917 года Тышкевичей постигла судьба других знатных родов, которым, чтобы спастись, пришлось покинуть фамильные поместья. После 1917 года во дворце размещался приют для беспризорных, школа, какое-то время он вообще пустовал. Позже здесь была тюрьма НКВД, во время Отечественной войны штаб-квартира немцев. В те годы дворец и был потерян для потомков — его попросту взорвали. Кто? Точного ответа нет даже у музейных сотрудников: они говорят, что дворец уничтожен при неясных обстоятельствах.
Тем не менее есть две версии этого взрыва. По одной — усадебный дом уничтожили сами отступающие немцы. По другой — дворец подвергся жестокому артобстрелу наших войск. Но, как бы там ни было, после войны местные жители растащили остатки дворца по кирпичам, чтобы заиметь себе хоть какую крышу над головой. В результате сегодня мы видим только часть стен бокового крыла дворца и окружающий его парк.
Говорят, в парке есть подземелье. Здесь в 1966—1968 годах проводил раскопки историк Штыков. Больше к истории дворца никто не обращался, но статус историко-культурной ценности ему все же присвоили, он находится под охраной государства. К сожалению, восстанавливать здесь уже нечего, поэтому мы вряд ли когда-нибудь увидим, как жил славный и ученый род Тышкевичей.
mizkevich@sb.by
Фото автора